Цена и ценообразование в условиях рынка
Производя экономическое благо, хозяйственный субъект преследует цель извлечения прибыли. Для ее получения предпринимателю необходимо создать такой продукт, который не только удовлетворит его планируемые выгоды, но и с большей долей вероятности будет продан потребителю. В настоящее время, все большее влияние на формирование цены оказывает спрос конечного покупателя на предлагаемый товар или услугу. При насыщении той или иной ниши рынка однотипными экономическими благами происходит снижение стоимости товара или услуги, согласно экономическому закону о взаимосвязи спроса и предложения.
Цена на экономическое благо должна удовлетворять потребностям как производителя, так и конечного потребителя. Предпринимателю необходимо отладить механизм ценообразования так, чтобы суметь покрыть свои издержки, получить прибыль, при этом сохраняя интерес покупателя к своей продукции.
Цена – это денежное выражение ценности экономического блага.
Ценообразование – это механизм создания цены на произведенное экономическое благо.
Ценообразование в определенный момент времени может испытывать влияние не только экономических факторов, но и политических, социальных, психологических.
Проблемы ценообразования
До сих пор на многих крупных предприятиях ценообразование сохраняет отголоски централизованной модели. Централизованная модель предполагала формирование ценности продукта с учетом издержек производства. Обычно цена в таких случаях устанавливалась государством. В условиях рыночной экономики механизм ценообразования на хозяйствующих субъектах, имеющих стратегическое значение для экономики страны испытывает следующие трудности:
- ценообразование ориентировано на издержки;
- цены не учитывают потребности рынка;
- цены не дифференцируются в зависимости от товарной линейки и сегментов рынка.
Такой устаревший подход в современных условиях в лучшем случае ведет к убыткам, в худшем к банкротству предприятия в целом.
Тенденции в сфере ценообразования
Цена в настоящее время оказывает огромное влияние на производство:
- совершенствуется структура производства;
- улучается эффективность производственных процессов;
- оптимизируется движение общественного продукта по всей производственной цепочке;
- эффективно используется рабочая сила.
При рыночных отношениях действует свободное ценообразование. В части себестоимости предприниматель не может сильно варьировать цены, так сырье и ресурсы, как правило, ограничены, кроме того, имеют регулируемую государством цену. Формируя цену для реализации, предприниматель имеет больше возможностей для создания конкурентоспособной цены своему продукту. Но, потребитель не всегда готов уплатить цену установленную продавцом.
В связи с чем, можно рассмотреть следующие тенденции в развитии ценообразования:
- Ориентированность на спрос (потребитель оценивает товар с точки зрения его полезности и качества).
- Усиление вертикальной конкуренции, что приводит к оптимизации всей цепочки производства.
- Глобализация рынков (национальные производители вступают в конкурентную борьбу с иностранными).
- Усложнение ценообразования (уход от плановой модели ценообразования к рыночной).
- Развитие интернет-торговли (оптимизация каналов сбыта, снижение цен).
Таким образом, можно говорить об усложнении механизмов ценообразования под влиянием современных изменений на рынке. Сюда можно отнести использование высокотехнологичных процессов в производстве, усовершенствование каналов сбыта, благодаря развитию логистических систем. С внедрением интернет-технологий в повседневную жизнь реализация товаров вышла на мировой уровень. Спрос стал более эластичным, поэтому предпринимателям приходится все больше ориентироваться на снижение издержек производства и повышение качества производимой продукции.