Сущность механизма ценообразования
Современные страны строят свои национальные хозяйственные системы в основном на рыночных отношениях. Такой тип экономики подразумевает свободу действий экономических агентов, наличие механизма конкуренции и независимое ценообразование. В своей производственной или коммерческой деятельности хозяйствующий субъект стремится к максимизации дохода или получению какой-либо другой выгоды. В условиях рынка данная цель достигается за счет ценообразования.
Ценообразование представляет собой процесс установления цены на создаваемое благо. При этом необходимо выбрать такую цену, которая позволит покрыть издержки производителя, а также принесет планируемый доход. Рынком руководит спрос. Хотя ценовая конкуренция на большинстве современных рынков отошла на второй план, тем не менее, высока вероятность, что покупатель отдаст предпочтение более рациональной цене. Она должна отвечать его потребностям и возможностям.
В экономике ценообразование выполняет следующие задачи:
- Покрывает расходы и формирует доходную часть бюджета субъекта.
- Учитывает взаимозаменяемость продукции при формировании цен.
- В макроэкономике решает социальные, внешнеэкономические и экологические вопросы.
Кроме того, на уровень устанавливаемой цены воздействует огромное количество внутренних и внешних факторов. К внутренним микроэкономическим можно отнести стратегические, тактические и оперативные цели предприятия, его финансовые и инвестиционные особенности, ценовая политика, точность расчетов при калькуляции расходов и издержек, комплекс оказываемых дополнительных услуг. Среди макроэкономических факторов выделяют изменения в политической, социальной и экономической обстановки внутри государства и в международных отношениях. Так же на цены влияют психологические ожидания покупателей, потребительские свойства товаров, соотношение предложения и спроса.
Место ценообразования в национальной экономической системе
В масштабах макроэкономики ценообразование выступает одним из инструментов регулирования соотношения предложения и спроса внутри страны. Оно определяет запросы покупателя и ценовые предпочтения производителя. Экономическое развитие страны во многом определяется через динамику цен, их уровень и структуру. В социальной сфере ценообразование выполняет следующие функции:
- Влияет на материало- и ресурсопотребление
- Определяет качество расходов.
- Формирует уровень жизни по стране.
- Влияет на прожиточный минимум.
- Определяет потребительский бюджет одного домашнего хозяйства.
На макроэкономическом уровне цены несут информацию о состоянии тех или иных отраслей народного хозяйства. Предприятия и другие производители на их основе могут определять, что целесообразно производить с экономической точки зрения.
Для соблюдения относительного баланса предложения и спроса внутри страны, а также для исключения несправедливой конкурентной борьбы, государство занимается частичным регулированием ценообразования в стране. Его инструменты в данной сфере резко ограничены. Государством применяются законодательные, административные, бюджетно-финансовые меры. При этом государственное воздействие является крайне ограниченным. Оно распространяется на социальные блага, сферы и услуги.
Региональное ценообразование
Государством регулируются различные сферы ценообразования, в том числе и региональные. Вмешательство обычно совершается в социально значимые сферы, например, в сферу распределения товаров народного потребления и продовольствия. В нашей стране, как и в большинстве других государств сельское хозяйство является неприбыльным. Как правило, спрос на данный вид продукции малоэластичен, поэтому не влечет за собой стимула к расширению производства. Именно поэтому, роль государственного вмешательства в данной области высока.
Методы управления в сельскохозяйственной сфере сводятся к:
- установлению паритетных цен;
- удержание цен на материально-техническое обеспечение;
- работа в сфере антимонопольного управления.
Достаточно часто применяется метод дифференциации цен. Он подразумевает варьирование цен на одни и те же товары на различных участках внутреннего рынка. Если говорить о России, то ее государственное устройство делит ценообразование на федеральное, региональное и муниципальное. В сфере распределения продовольствия и установления цен на социально-значимые товары сначала территория делится на отдельные регионы. При установлении цен для каждого региона будут учитываться свои факторы. Например, удаленность от центра, собственная обеспеченность ресурсами и продовольствием, уровень платежеспособности, а также потенциал для открытия посреднических организаций.
Методы государственного ценового регулирования, прежде всего, носят социальный характер. Они направлены на сохранение прав всех слоев населения, увязывая между собой потребности обеих сторон сделки. При этом важно соблюдать ограничения государственного вмешательства, так как в данном случае ослабевает рыночный механизм саморегулирования. Если государство отходит от саморегулирования, то наступает другая крайность – основные параметры рынка страдают от не рыночных факторов.
Таким образом, региональное ценообразование подразумевает установление такого уровня цен, которое позволит соблюдать не только интересы отдельных сторон сделки, но и способствовать развитию национальной экономики в целом. Основная сложность заключается в установлении относительного баланса между регулированием и саморегулированием экономической системы и ценообразования в ней.
В региональном ценообразовании большое значение играет удаленность от центра, а также стоимость доставки товара до соответствующей территории. Именно эти параметры определяют базовые расчеты для проведения государственной ценообразующей политики.