Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы регионального анализа потребительского рынка

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Методы регионального анализа потребительского рынка
Методы регионального анализа потребительского рынка

Сущность и инструментальная основа регионального анализа потребительского рынка

Определение 1

Региональный анализ потребительского рынка – это изучение потребительского рынка в региональном разрезе, основанное на оценке его составляющих, важных для целей исследования.

Региональный анализ потребительского рынка основан на сборе, обработке и анализе рыночной информации. По сути, он является одной из разновидностей маркетинговых исследований. Его главная цель состоит в том, чтобы выявить возможности компании и оценить конкурентную среду.

Для регионального исследования рынка в системе маркетинга могут быть использованы различные методики. Условно они сводятся к двум составляющим (рисунок 1).

Ключевые методы регионального анализа потребительского рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые методы регионального анализа потребительского рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как мы видим из рисунка 1, региональный анализ потребительского рынка может проводиться с использованием различного рода методов, основанных на сборе, изучении и оценке как количественной, так и качественной информации. К ним могут быть отнесены наблюдения, опросы, фокус-группы, глубинные интервью, эксперименты, полевые исследования, бенчмаркетинг и пр. Так или иначе, все они опираются на использование первичной или вторичной информации.

Источниками сбора информации о потребительском рынке для целей регионального анализа могут выступать:

  • интернет-ресурсы;
  • информация официальной статистики;
  • собственные наблюдения и опыт;
  • личные беседы;
  • работники компании и пр.

В любом случае информация, принимая для целей регионального исследования потребительского рынка, должна быть достоверной, своевременной и релевантной.

Проведен региональный анализ потребительского рынка может быть как силами самой компании, так и с привлечением сторонних экспертов (например, специализированной аутсорсинговой организации).

Замечание 1

Для того, чтобы региональный анализ потребительского рынка был проведен успешно, эксперты рекомендуют придерживаться следующих правил. Во-первых, не стоит начинать работу, не имея четкого плана. Во-вторых, не следует делать анализ «для галочки». Вся собираемая информация должна быть структурирована. Кроме того, не стоит забывать о людях.

Общий порядок проведения регионального анализа потребительского рынка

Региональный анализ потребительского рынка представляет собой довольно сложный процесс, состоящий из целого ряда этапов, требующих своего последовательного прохождения. Основными из них считаются:

  • целеполагание;
  • изучение продукта (товара или услуги);
  • оценка емкости рынка;
  • сегментирование рынка;
  • изучение и анализ потребителей;
  • исследование методов сбыта;
  • анализ и оценка эффективности рекламы и иных способов продвижения;
  • формирование стратегии ценообразования;
  • исследование уровня конкуренции;
  • прогнозирование сбыта.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Итак, прежде всего, необходимо определить цели анализа рынка и его составляющих, будь то структура рынка, свободные рыночные ниши, целевой сегмент, продукция, потребители, конкуренты или цены. Далее следует проанализировать непосредственно сам продукт или услугу. Здесь важно определить, какие параметры продукта в наибольшей степени соответствуют желаниям и потребностям клиентов, какие именно свойства продукта для них значимы, а также, как именно следует преподнести новую продукцию потенциальным клиентам.

На третьем этапе определяется емкость рынка. Под емкостью рынка в данном случае понимается общее количество заказов, которое фирма и ее конкуренты смогут ожидать от клиентов конкретного региона в продолжении обозначенного времени (чаще всего берется календарный год). После проводится сегментация потребительского рынка, то есть осуществляется поиск группы потребителей в регионе, которой свойственны строго определенные общие устойчивые характеристики или некое одно качество, определяющее их поведение на рынке. Считается, что именно эти потребители с высокой долей вероятности будут покупать конкретную продукцию.

В рамках пятого этапа изучению и анализу подвергаются сами потребители. В частности речь идет о необходимости определения портрета (составления профиля) возможных потребителей продукции и структуры пожеланий покупателей на конкретном региональном рынке. Также важно определить максимально уязвимые места по отношению как к самому продукту, так и к вариантам его реализации.

Шестой этап предполагает необходимость исследования методов сбыта. Здесь осуществляется поиск наиболее эффективного сочетания между методами и формами реализации товаров и услуг, их сильными и слабыми сторонами. Исследованию также подвергаются средства, при помощи которых товар выводится на региональные рынки сбыта. Уточняется роль посредника и то, как компания может с большей пользой реализовать свою продукцию на конкретном рынке.

Седьмой этап опосредован необходимостью анализа эффективности рекламы и иных способов продвижения товаров и услуг фирмы. К числу последних могут быть отнесены стимулирование сбыта, личные продажи и пиар.

Далее следует переходить к разработке и построению стратегии ценообразования. Здесь важно продумать не только правильную стратегию цен и схему скидок, но и выбрать ценовой диапазон для оптимизации объемов сбыта и увеличения прибыли.

Вслед за разработкой стратегии ценообразования следует исследование уровня конкуренции. Необходимо это для того, чтобы компания смогла выработать верную рыночную политику и экономическую стратегию своего развития. В рамках подобного рода анализа рекомендуется выделить наиболее значимых рыночных конкурентов, выявить их сильные и слабые стороны и сравнить их с внутренним потенциалом и возможностями самой компании. Не помешает проработать и возможности совместной работы и союза.

Завершающим этапом регионального анализа потребительского рынка выступает прогнозирование сбыта. Оно предполагает необходимость определения и оценки потенциального объема продаж определённого типа товаров (услуг) для всех филиалов компании в пределах региона. Таким образом, сначала необходимо понять, что и в каких количествах можно реализовать на заданном региональном рынке, а уже потом приступать к разработке комплекса маркетинга.