Понятие международного ценообразования
Международное ценообразование – это процесс установления цен на товары, которые реализуются на международном рынке.
Международное ценообразование в целом – строится по тем же принципам, что и ценообразование на внутреннем рынке. Однако такое ценообразование учитывает ряд внешних факторов мирового рынка, которые на него прямо влияют.
Так, факторы, которые оказывают влияние на международное ценообразование, можно объединить в три основные группы.
- Общеэкономические. Это уровень спроса и предложения на мировом рынке. Фаза жизненного цикла товара на мировом рынке, уровень инфляции и т.д.
- Связанные с затратами на реализацию. На мировом рынке действуют международные правила и законы торговли, которые обуславливают затраты на налогообложение при реализации товаров и прочие расходы.
- Связанные с производством. Продвигая товар на мировой рынок, необходимо учитывать какими характеристиками должен обладать товар (международные требования по стандартам и качеству). Данные требования обуславливают затраты на производство таких товаров.
- Специфические. Данные факторы связаны с особенностями производства и реализации конкретного товара (запрет на ввоз в определенные страны без специальной тары, гарантий и т.д.).
Международное ценообразование образует мировые цены, которые являются ценами крупных экспортно-импортных операций.
Особенностью мировых цен является их множественность. В зависимости от характера сделки – цена на один и тот же товар может существенно отличаться.
Мировая цена зависит от:
- места реализации;
- времени реализации;
- контрактных условий;
- валюты реализации;
- вида и характера рынка.
Виды мировых цен
Международное ценообразование формирует множество видов различных цен.
Базисные цены. Такие цены устанавливают при заключении срочных контрактов при поставках небольших партий товаров в короткие сроки. Если между сторонами устанавливаются стабильные торговые отношения, то базисные цены корректируются (например, предоставляются скидки, или изменение цен при различных условиях поставки).
Цена каталога (прейскурантные цены). Такие цены устанавливаются в каталогах, которых доступны на международном рынке любому потенциальному покупателю. Такие цены являются, как правило – не окончательными, но изменяются они незначительно.
Закупочные цены. Данный вид цен применим, как правило, к продукции сельскохозяйственного назначения, закупаемой в странах иностранными покупателями.
Монопольные цены. Данный вид цен применяется к товарам, которые производятся в особых условиях или имеют уникальные свойства. Такие цены учитывают покупательскую способность на мировом рынке и также могут меняться в зависимости от страны, где такой товар реализуется.
Трансфертные цены. Данный вид цен применяется в транснациональных корпорациях, когда товары реализуются между филиалами или подразделениями одной корпорации. Такие филиалы могут находиться, как на территории одного государства, так и на территории разных государств. Трансфертные цены могут меняться в зависимости от страны, где находится покупатель (из-за условий налогообложения и прочих факторов).
Цена-нетто. Данный вид цен подразумевает чистую стоимость товара, которая не включает скидки или надбавки разного характера.
Цена покупателя. Данный вид цен характерен для мирового рынка при биржевой торговле, когда покупатель объявляет цену, за которую он готов приобрести товар.
Цена продавца. Данный вид цен устанавливается продавцом, исходя из цели – получить максимум прибыли. Заключая международные контракты, следует особенное внимание уделить цене товара, как продавцам, так и покупателям. Так как конечный результат может принести убытки вместо прибыли, например – из-за колебаний курса валют и прочих факторов. Обычно при долгосрочных контрактах устанавливают подвижные и скользящие цены.