Характеристики цены
Ценообразование является главным инструментом при организации экономики предприятия и обеспечивает формирование таких цен на товары и услуги, которые могли бы обеспечить прибыль для предприятия.
Ценообразование – это сложная процедура расчетов и анализа различных факторов, которые могли бы сформировать оптимальную цену на товар. Такая цена должна отвечать следующим характеристикам:
- удовлетворять покупательскую способность потребителей;
- обеспечивать прибыль для собственников производственного предприятия;
- соответствовать уровню имиджа торговой марки;
- соответствовать качественным характеристикам товара.
Для предприятий разного типа, существуют свои особенности ценообразования. Так производственные предприятия ориентируются, прежде всего, на определение оптовых цен. Предприятия розничной торговли – ориентируются на формирование розничных цен. Поэтому разные типы предприятий учитывают влияние различных факторов.
Производственные предприятия учитывают:
- себестоимость производства продукции;
- особенности структуры производства и структуры поставки сырья;
- наличие производственных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию.
Предприятия розничной торговли учитывают:
- себестоимость реализации продукции.
- структуру каналов сбыта для розничных покупателей.
- уровень конкуренции среди предприятий, реализующих тот же товар в розницу.
Ценообразование является сложной категорией в экономике, характеризующееся вариативностью методик его осуществления на практике.
Основные критерии ценообразования
Критерии ценообразования обеспечивают конечный показатель цены, которая может быть выше или ниже средней, в зависимости от условий деятельности предприятия в части сбыта продукции.
Критерии ценообразования в общем виде можно разделить на:
- внутренние;
- внешние.
Внутренние критерии - это особенности деятельности предприятия, которые могут прямо повлиять на цену товара.
- Реклама. Данный критерий имеет непосредственное отношение к цене товара. Так, чем качественней реклама товара, тем больше вероятность повышения его цены.
- Специфика производства. Чем выше уровень обработки товара до его готового состояния в наилучшем виде, тем выше цена на него.
- Особенности производственного процесса. Индивидуальное и мелкосерийное производство, как правило, обеспечивают более высокую цену на товар, чем массовый выпуск продукции.
- Стратегия выхода на рынок. В данном случае, имеется в виду ориентация на один или несколько рыночных сегментов.
- Особенности жизненного цикла продукции. Жизненный цикл любого товара проходит четыре основные фазы. В зависимости от того, в какой фазе находится товар на данный момент – может корректироваться его цена для потребителя.
- Мобильность процесса производства. Чем компактнее и мобильней организован процесс производства, тем более низкую цену можно сохранять без потери уровня прибыльности предприятия.
- Длительность доставки продукции до конечного потребителя. Как правило, чем сложней цепочка доставки товара до конечного потребителя – тем выше его цена.
- Уровень сервиса при реализации товара. Чем выше такой уровень, тем выше цена на товар.
- Доля на рынке. Чем выше доля на рынке, тем выше цена на товар.
- Имидж торговой марки или производителя. Более высокий имидж, обеспечивает более высокую цену.
Внешние критерии, это особенности внешней среды предприятия, которые в разной степени влияют на цену продукции.
- Экономическое состояние страны. При колебаниях в экономических процессах, сложно удерживать цену на стабильном уровне, поэтому приходиться контролировать ее изменение соответственно условиям внешней среды.
- Политическая ситуация в стране. Аналогично при политических кризисах, необходимо учитывать возможные ухудшения внешней среды.
- Уровень инфляции. Это один из самых влиятельных критериев при ценообразовании. Так как при высоком уровне инфляции сложно предугадать цену на сырье для производства продукции на ближайший период.