На современном рынке цена на товар не является величиной постоянной даже в рамках небольшого срока.
Цены подвергаются колебаниям и изменениям в зависимости от множества разнообразных факторов. Некоторые факторы можно прогнозироваться, другие имеют вероятностный характер или не поддаются предсказанию вовсе.
Согласно этому в процессе ценообразования необходимо понимать, какие из факторов непосредственно влияют на определение цены, как производитель может обыграть позитивные и минимизировать воздействие негативных факторов.
Внутренние факторы
К внутренним факторам, воздействующим на формирование ценовой политики, относятся:
- преследуемая производителем цель,
- стратегия продвижения конкретной группы товаров,
- финансовое состояние предприятия,
- возможность своевременно и точно оценить издержки в разрезе каждого объекта производства,
- организация процесса ценообразования, возможности эластичного и оперативного регулирования цен,
- сопутствующие и дополнительные услуги, которые производитель предоставляет конечному потребителю (гарантийный ремонт, техническое обслуживание).
Внешние факторы
Внешние факторы ценовой политики:
- Макроэкономические факторы – выражаются в фазе экономического цикла, общем состоянии совокупного спроса и платежеспособности, уровне инфляции.
- Микроэкономические факторы – связаны с величиной издержек производства и обращения, общими условиями налогообложения.
- Факторы, связанные с уровнем спроса и предложения взаимозаменяемых или близких по качеству товаров на определенном рынке.
- Факторы, связанные с потребительскими качествами товара: его полезностью, эффективностью, надежностью, дизайном, экономичностью и престижностью.
- Факторы, определяющие степень зависимости спроса от специфических параметров: сезонность спроса, наличие точек обслуживания и ремонта, величина расходов потребителя, связанных с эксплуатацией данного товара.
- Политические факторы, проявляющиеся в государственном регулировании обращения и правил ценообразования некоторых видов товара.
Ценообразующие факторы современного рынка
Для современного рынка основными ценообразующими факторами являются уровень затрат, ценность товара или услуги, уровень спроса и степень его эластичности, уровень конкуренции и государственное влияние.
Затраты включают все ресурсы, которые для упрощения измеряются в денежной форме, использованные в процессе производственной и хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Иными словами, затраты представляют собой стоимостную оценку ресурсов.
Эластичность спроса дает точную оценку степени реакции покупателей на изменение цены, уровня доходов или иных факторов. Эластичность спроса дает характеристику отношения изменения значения уровня спроса в расчете на одну единицу относительного изменения какого-либо параметра. В качестве независимой переменной может выступать цена конкретного товара или цены остальных товаров, а также уровень доходов. В точки зрения экономики, конкуренцию можно рассматривать в нескольких ключевых аспектах:
- Как мера состязательности в рамках рынка.
- В качестве саморегулирующего элемента рыночного механизма.
- В роли критерия, который характеризует тип отраслевого рынка.
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется посредством бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Бюджетно-налоговая политика включает деятельность государства в сфере налогообложения, управления государственными расходами и государственным бюджетом. Ее целью является обеспечение стабильности экономического развития, предотвращения риска высокой инфляции и создание условий для занятости населения.
Денежно-кредитная политика предполагает осуществления контроля денежной массы в экономике. Она направлена на поддержку устойчивого развития экономики.