Понятие ценовой политики
Особое положение ценовая политика заняла во времена перестройки в России, в начале 1990-х годов, когда рынок перешел на конкурентные отношения. Такие отношения подразумевали полную самостоятельность фирм, контроля со стороны государства почти не было, каждый вел свою политику и свои правила ведения торговли. В тот период и по сегодняшний день цена является одним главным инструментом в торговле, который может управлять спросом на рынке.
Ценовая политика – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, который заранее планируется и контролируется, с целью поддержания спроса в определенном сегменте на товар, производимый фирмой в данный период времени.
Проблемы ценовой политики
Ценовая политика предприятия хороший инструмент влияния на спрос потребителей в рамках определенного товара или группы товаров.
Рано или поздно любая компания сталкивается с рядом проблем в ценовой политики, которые в основном связаны с понижением или повышением цен на товары. Изменение цен может привести к различным последствиям, как положительным, так и отрицательным. Положительные тенденции связаны с ростом продаж определенного товара или целой группы товаров, а вот негативные тенденции могут привести к снижению дохода компании.
В каких случаях возникает проблематика, связанная с повышением цен на товары:
- Умышленное повышение цены производителем. В данном случае производитель полностью берет на себя ответственность за такую деятельность, он осознает, что повышение цены на товар будет воспринято негативно со стороны покупателей, а также торговых агентов и т.д. Но тут руководство фирмой ясно осознает, что повысив цену хотя бы на несколько процентов, это приведет к значительному увеличению прибыли. Тут необходим ясный и правильный расчет данного ценового хода, иначе это может привести к резкому снижению продаж;
- Увеличение себестоимости товара. Чаще всего производитель не желает увеличивать себестоимость своей продукции, но вынужден это делать ввиду разных тенденций: рост инфляции в стране, увеличение цены поставщиками услуг на сырье, повышение оплаты труда персонала и т.д. Самой серьезной проблемой служит для предприятия стабильная инфляция, так как этот процесс протекает независимо от деятельности компании, что приводит последнюю в затруднительное состояние и безвыходную ситуацию. Результатом этого становится увеличение цен на товары компании;
- Высокий спрос на товар. Еще одна проблематика современного рынка ценообразования. Если товар активно пользуется спросом достаточно длительное время, то производитель в определенный момент повышает цену на товар, но это может привести к снижению покупательской способности, просто растянутой во времени и когда потребители насытятся или выйдет товар – конкурент, то продажи начнут резко падать.
В каких случаях возникает проблематика, связанная с понижением цен на товары:
- Неполная загрузка производственных мощностей компании. Производство товара осуществляется в неполной мере, так как спрос на товар не превышает предложение на рынке, ввиду этого руководство фирмы идет на вынужденные меры снижения цены на свой товар, для того чтобы повысить спрос и загрузить производственные мощности;
- Жесткая ценовая конкуренция. На рынке множество товара схожего назначения и качества, ввиду этого фирма – производитель вынуждена использовать метод борьбы с конкурентами с помощью ценовой политики, а точнее ее снижение, для того чтобы повысить спрос на товар.
Таким образом, проблемы в области ценовой политики могут возникать на почве того, что цена на товар могут либо увеличивать, либо уменьшаться, где фирма имеет минимальное влияние на этот процесс.