Понятие ценовой политики и цены
Ценовая политика компании включает в себя систему факторов внешнего и внутреннего характера, процесс ценообразования, методики расчета цены на товар, а также ценовую стратегию и тактику.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости выпускаемой или продаваемой продукции.
Ценовая стратегия включает в себя основные положения, которых придерживается компания в процессе установления рыночных цен на свою продукцию, исходя из поставленных перед ней целей.
Компания осуществляет выбор ценовой стратеги в зависимости от того, на какую продукцию необходимо установить цену (новый вид продукции или товар, длительное время реализуемый на рынке).
Виды цен компании
В соответствии с реализационной цепочкой выделяют несколько видов цен:
- Оптовая цена компании представляет собой цену, по которой она реализует продукцию оптовому покупателю. Оптовые цены состоят из себестоимости товара и прибыли компании.
- Оптовая цена торговая, представляющая собой цену, по которой оптовые посредники продают продукцию розничному продавцу. Оптовая торговая цена состоит из себестоимости, прибыли и снабженческо-сбытовой скидки (издержки оптовых поставщиков).
- Розничные цены являются ценами, по которым продукция реализуется конечным потребителям. Они включает в себя кроме всего прочего торговую скидку (то есть издержки розничных продавцов).
Исследование факторов ценовой политики
Существует несколько основных факторов, которые влияют на ценовую политику компании:
- Потребители, которые являются определяющим фактором современного маркетинга.
- Среда рынка, характеризующаяся степенью конкуренции на рынке.
- Участники каналов движения продукции (здесь на цену влияют поставщики, посредники).
- Влияние государства на установление цен (косвенные налоги на предпринимательство, установление антимонопольного или демпингового запрета).
Исследование методов ценообразования
Существуют 4 основных методов определения исходных цен в ценовой политике:
- Затратный метод, основанный на ориентации цен на производственные затраты. Данный метод предполагает образование цены из себестоимости и определенного процента прибыли.
- Агрегатный метод, определяющий цену в качестве суммы цен на отдельные элементы продукта, а также как цену общего (агрегатного) блока, в том числе надбавки (скидки) при отсутствии или наличии отдельных элементов.
- Параметрический метод, когда из оценки и соотношения качественных составляющих продукта складывается его цена.
- Ценообразование на основе текущих цен, при котором цена на определенный вид продукции устанавливается в соответствии с ценами на аналогичную продукцию.
Исследование стратегий ценообразования
Стратегия ценообразования представляет собой выбор компанией стратегии, в соответствии с которой изменяется исходная цена продукции с максимальным для нее успехом в процессе завоевания рынка.
Существует несколько типов стратегии, которые различаются в зависимости от продукции (новая или уже существующая):
- Стратегия "снятия сливок" предполагает в первую очередь реализацию продукции по очень высоким ценам, далее происходит постепенное снижение цены до уровня массового потребления.
- Стратегия повышения цены применяется при условии стабильного роста спроса на продукцию фирмы.
- Стратегия прочного внедрения,
- Стратегия скользящей цены,
- Стратегия преимущественной цены.
Исследование ценовой политики, цен и ценовых стратегий предприятие может пользоваться в качестве отправной точки для собственного ценообразования.
В случае если товар предприятия аналогичен товару основного конкурента, оно будет вынуждено назначать цену, близкую к цене данного конкурента. Если продукция по качеству ниже, то компания не сможет запросить за него такую же цену, как у конкурента. Установить цену, больше чем конкурент, компания может лишь в случае, когда ее продукт выше по качеству.