Ценообразование – это процесс расчета и установления цен на продукцию, которую готовят выставить на рынок для последующей реализации.
Общие сведения о ценообразовании в СССР
Одним из ключевых элементов хозяйственной деятельности экономического субъекта является процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений. В рыночной экономике он представляет собой результат взаимодействия спроса и предложения, их согласования между собой на компромиссной основе.
Для рыночной экономики свойственна независимость участников экономических отношений, отсутствие их принуждения к каким-либо действиям. Поэтому ценообразование зачастую приобретало хаотичный характер (особенно на рынках совершенной конкуренции, например, на рынке продукции сельского хозяйства).
Правительство СССР избрало другой путь экономического развития. В его основе лежали не рыночные, а административно-командные принципы и методы ведения хозяйства, где главенствующую роль играло государство. В этих условиях политика и практика ценообразования претерпевают существенные изменения, которые требуется изучить отдельно.
Механизм ценообразования использовался государственными органами для того, чтобы:
- ограничить и вытеснить из советской экономики любые формы буржуазии;
- преобразовать мелкотоварный уклад;
- развить социалистические основы ведения хозяйства;
- повысить уровень жизни трудового населения страны.
Руководители Советского государства рассматривали ценообразование как важную составную часть перехода общества к социализму и построения в стране коммунизма.
Особенности планового ценообразования в СССР
Ценообразование, принятое в СССР и иных странах с административно-командной экономикой, получило название планового. Это означает, что в стране должны быть созданы специальные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление регулирования цен на большую часть ассортимента выпускаемой в стране продукции.
Подобным органом в СССР сначала был Комитет цен Высшего Совета народного хозяйства, а затем – Государственный комитет цен при Совете Министров СССР (был ликвидирован в апреле 1991 года). В обязанности этого органа входило обеспечение единства проводимой в стране государственной политики цен и повышение роли цен в стимулировании производства, а также осуществление эффективного управления делом ценообразования.
Опорой планового ценообразования являлась общественная (фактически, государственная) собственность на средства производства. Ценообразование в данном случае выступало как средство обеспечения планомерного развития народного хозяйства, при этом система экономических законов (прежде всего, закон стоимости) использовалась государством сознательно. Целенаправленное использование этой системы делает возможным выявление тенденций развития основных факторов ценообразования, установление цен на важнейшие категории продукции, предварительное планирование изменений уровней, соотношений и структуры установленных цен.
Плановое ценообразование в условиях социалистической экономики предполагало совершение государственными органами следующих действий:
- установление цен на отдельные виды продукции, что включает в себя разработку проектных цен, их рассмотрение и утверждение;
- планирование и прогнозирование изменения уровня цен, их структуры и соотношений;
- обеспечение координации цен на одинаковые товары и услуги, т.е. их согласование в случае их установления различными органами государственной власти (различными по уровню или по сфере действия);
- осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины в области цен (т.е. за обоснованностью установления и правильностью применения установленных цен).
Осуществление в СССР перечисленных выше действий могло быть возможным благодаря опоре планового ценообразования на следующие основные принципы, присущие социалистическому строю общества:
- уровень цен необходимо приближать к общественно необходимым затратам труда, своевременно отражая в системе цен экономически обусловленные изменения их уровней и пропорций;
- дифференциация цен и иные формы их активного использования с целью повышения качества продукции и стимулирования научно-технического прогресса в стране;
- использование цен как способа стимулирования эффективного использования производственных ресурсов (например, в форме снижения материалоёмкости продукции, повышения производительности и экономии трудовых ресурсов, уменьшение нанесения окружающему миру ущерба и т.д.);
- применение механизма ценообразования для решения таких острых социально-экономических задач, как улучшение условий труда и быта, обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения, снижение уровня неравенства между городской и сельской местностями и др.;
- содействие укреплению хозяйственного расчёта во всех звеньях народного хозяйства, т.е. усиление экономической заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии;
- использование расчетных цен для выравнивания хозрасчётных условий предприятий, которые находятся в неодинаковых объективных условиях.
Плановое ценообразование предполагает, что уровень оптовых цен определяется исходя из себестоимости, которая является средней по стране и выражает общественно нормальные показатели издержек производства и нормативной прибыли. Уровень розничных цен, в свою очередь, определяется исходя из потребительских свойств однородных и взаимозаменяемых товаров, а также действия социального фактора.
Таким образом, плановому ценообразованию в СССР был присущ целый ряд особенностей, которые существенно отличали его от механизма ценообразования в странах с рыночной экономикой.