Понятие цены в рыночной экономике и ценообразующие факторы
Принципы рыночной экономики действуют во внешней торговле так же, как и на внутренних рынках отдельных стран. В связи с этим ценообразование в мировой торговле осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. То есть понятие цены при переходе с национального уровня экономики на международный принципиально не меняется.
Цена представляет собой ту денежную сумму, которую продавец (производитель) желает получить в результате предложения к продаже своего товара на рынке определённых продуктов, и которую готов заплатить покупатель (потребитель) за приобретение данного продукта.
Таким образом, сущность цены состоит в компромиссе, который достигается двумя сторонами рыночной экономики. Однако его достижение зависит от большого числа условий, которые именуются ценообразующими факторами. В зависимости от их действия (характера, уровня, сферы) эти факторы подразделяются на следующие пять основных групп:
- общеэкономические факторы – это силы, которые оказывают воздействие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации (стадия экономического развития, инфляция, показатели совокупного спроса и предложения на рынке);
- конкретные экономические факторы – это силы, характер которых определяется особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации (например, издержки производства, размер налогов и сборов, прибыль, потребительские свойства продукции, предложение и спрос на неё);
- специфические факторы – это силы, которые имеют место быть только в отношении небольшой части продукции (например, сезонность, гарантии и условия послепродажного сервиса, комплектность, эксплуатационные расходы);
- специальные факторы – это силы, которые обусловлены действием особых инструментов и механизмов в экономике (например, курс валют, государственное регулирование экономики);
- внеэкономические факторы – это силы, которые имеют природу, несвязанную с экономикой (например, политические факторы, военные факторы).
Отличительные черты мировых цен
Изначально возникновение и развитие международной торговли было обусловлено существованием неравенства между разными странами и регионами мира. Во-первых, по Земле неравномерно распределены различные виды природных ресурсов. Во-вторых, различен уровень научно-технического прогресса отдельных стран. В-третьих, в виду особенностей производства отдельных видов продукции некоторые государства имеют абсолютные и относительные преимущества.
Следовательно, наличие международной торговли является рациональным способом организации современной экономики, критерием которой выступает относительная эффективность производства продукции. Характерной особенностью современной международной торговли является наличие особой системы цен - мировых цен.
Мировая цена представляет собой денежное выражение международной стоимости продукции, то есть среднемировых затрат на её производство и реализацию.
Цена продукции – это главный элемент контракта, в котором концентрируются основные аспекты договоренностей, достигнутых экспортерами и импортерами по поводу заключения внешнеторговой сделки. В большинстве случаев именно цена определяет возможность совершения этой сделки, а также стратегическое представление о развитии на мировом рынке хозяйственной деятельности.
В мировой торговле механизмы образования и причинно-следственных изменений цен действуют в её центре – мировом товарном рынке. Для нормального формирования цен мировой товарный рынок должен удовлетворять следующим требованиям:
- регулярное осуществление торговых операций, они должны составлять значительную долю общемировой торговли;
- раздельное осуществление экспортных и импортных операций, платежи по которым должны совершаться в свободно конвертируемых валютах;
- минимальное вмешательство органов государственной власти в осуществление операций купли-продажи (необходимость обеспечения условий свободной рыночной конкуренции).
В отношении некоторых групп товаров и услуг в мировой торговле возможно существование нескольких мировых рынков. В связи с этим хозяйствующие субъекты при формировании цены конкретного контракта ориентируются на один-два базисных мировых рынка – цены на их принимаются в подобном случае за основу. Например, для торговли нефтью базисным рынком выступает Нью-Йоркская товарная биржа, а для рынка цветных металлов – Лондонская биржа металлов.
При выборе базисного мирового рынка следует обращать особое внимание на такие факторы, как отсутствие на процесс ценообразования какого-либо административного давления, свобода действий участников этого рынка. Как правило, этим условиям соответствуют крупные товарные биржи в развитых странах мира – в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио и т. д.
В основе мировых цен лежат международные издержки производства, которые приближаются к среднемировым затратам основных факторов производства на создание данного вида продукции. Они в основном складываются под влиянием стран, которые обеспечивают большую часть поставок этой продукции на мировой рынок. Кроме того, в мировой цене отражаются степени дефицитности продукции и монополизации рынка, противодействие чему является одним из главных направлений развития мировой экономики.