Понятие ценообразования
Рыночные отношения, лежащие в основе многих национальных хозяйственных систем мира, строятся на принципах свободы экономических агентов, их стремлении к личной выгоде, а также конкурентной борьбы, возникающих между ними. В основе экономики лежит работа реального сектора, где создаются материальные и нематериальные блага, происходит их перераспределение, сбыт и доведение до конечного потребителя. Операции купли-продажи осуществляются с использованием финансовых взаиморасчетов. На каждый товар или услугу устанавливается цена, способная удовлетворить интересы обеих сторон сделки. Предприниматель получит выгоду в виде финансового дохода, а покупатель приобретет определенную пользу или полезность с учетом своих текущих финансовых возможностей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на создаваемые блага. Согласно свои целям и задачам предприниматель устанавливает приемлемый размер цен. Однако, выделяют три основных параметра, на которые может ориентироваться руководитель компании или владелец бизнеса при установлении цен на создаваемые блага. К ним относят:
- Рыночное соотношение предложения и спроса.
- Уровень цен, которого придерживаются конкуренты.
- Учет собственных издержек с целью их покрытия и получения дополнительной прибыли.
Последний принцип ценообразования является наиболее популярным, так как предприниматель обладает наиболее полной информацией о собственном бизнесе. Анализировать и прогнозировать поведение спроса, предложения, а также конкурентов достаточно сложно и не всегда является возможным.
На этапе подготовки к организации ценообразования необходимо выявить и проанализировать все факторы, способные оказать влияние на конечную рыночную цену. Например, к внутренним факторам компании относят себестоимость единицы продукции, маркетинговую стратегию и тактику на рынке, планируемые норму прибыли и рентабельности, а также финансовые, технологические и инвестиционные возможности предприятия. Внешние неконтролируемые факторы включают в себя изменения в политической, социальной, экономической жизни страны. Сюда же относят изменения предпочтений покупателей, их психологические ожидания, а также потребительские свойства благ.
Понятие спроса, его виды
Механизм саморегулирования рыночной экономике строится на формировании баланса предложения и спроса. Первое формируется субъектами хозяйствования, которые имеют какое-либо благо для реализации или обмена. Спрос возникает тогда, когда появляется потребность в чем-либо. Под влиянием этих двух показателей устанавливается производственный объем, а также рыночные цены на весь перечень предлагаемых благ.
В современной экономической теории считается, что спрос определяет работу всего рынка. Он создается из потребностей покупателей. Если потребностей нет, то со временем пропадет и предложение. Наука конкретизирует понятие спроса, как общий объем произведенного блага, который будет выкуплен по установленной рыночной цене. Для удобства спрос рассматривается в денежной форме и выражает желание субъекта приобрести благо.
Выделяют следующие виды спроса:
- Реальный спрос показывает тот объем продукции, который был реализован за конкретный период. Этот объем может быть выражен в стоимостных или натуральных показателях. На практике он определяется суммой средств, которые уходят на его приобретение.
- Реализованный спрос отражает ту часть общего спроса, которая показывает выкупленный объем произведенного блага.
- Неудовлетворенный спрос представлен той его частью, которая была предъявлена, но не нашла необходимого блага, или потребность не была удовлетворена.
По характеру возникновения спрос может быть устойчивым, имеющим стабильную тенденцию к возникновению. Он может быть альтернативным, формирующимся на месте покупки, способным к изменению. Импульсный спрос возникает неожиданно, под влиянием эмоций покупателя.
Влияние спроса на ценообразование
Считается, что в рыночной модели отношений цены формируются естественным путем, в ходе установления баланса между предложением и спросом. Сами цены так же могут оказывать влияние на спрос, разделяя его на:
- Эластичный спрос. Он представляет собой изменяющиеся потребности покупателей в зависимости от колебания цен или доходов потребителей.
- Неэластичный спрос. Остается неизменным при изменчивости цен и доходов.
Однако, рыночный закон спроса строится на том, что количественное потребление товаров обратно пропорционально изменению цены на единицу продукции. Этот закон не действует только в трех случаях, когда спрос ажиотажный, в случае редких или дорогих товаров, используемых в качестве денежных инвестиций, а также при изменении спроса в сторону более качественной продукции.
На ценообразование в масштабах макроэкономических систем воздействует не только спрос, но и предложение, которое представляет собой весь объем произведенной продукции, готовой к реализации.
Цена, возникающая на рынке, является результатом установления относительного равновесия предложения и спроса. Сама цена при этом стремится к такому уровню, который приведет предложение и спрос к балансу. Если спрос будет увеличиваться, а предложение останется на том же уровне, то цена будет расти.
Цена, устанавливаемая при рыночном равновесии, определяет объем необходимых общественных затрат. Равновесные цены выполняют ряд функций, помогающих решить макроэкономические задачи. Во-первых, они вытесняют продавцов, завышающих цены. Они помогают выровнять интересы обеих сторон сделки купли-продажи. Кроме того, равновесные цены вытесняют блага, не соответствующие потребностям покупателей.
Таким образом, соотношение предложения, спроса и цены является основой рыночных отношений. Они оказывают взаимное влияние друг на друга, приводя все элементы экономики в движение. Стоит помнить, что любая система в конечном итоге стремится к стабилизации и равновесному состоянию. В рамках рыночных отношений это достигается за счет установления баланса между объемом выпуска и покупательной способностью спроса.