Ценообразование является экономическим процессом, в рамках которого идет формирование и установление цены на товар.
Цена является конечным этапом процесса ценообразования. В процессе ценообразования идет выявление ценности товара, которую он будет иметь на рынке для потенциального покупателя.
Значение процесса ценообразования
Значение процесса ценообразования - от процесса ценообразования зависят такие итоговые показатели деятельности предприятия как прибыль, рентабельность, доход и т.д. Поэтому ошибаться в рамках этого процесса нельзя, иначе предприятие может понести колоссальные потери.
Цена и ее установление отвечает на многие вопросы предпринимательской деятельности: нужно ли увеличивать объемы производства, осваивать новые рынки, выпускать новый товар на рынок, открывать новые производства и т.д.
Процесс ценообразования на товар компании может оказать влияние на успех ее деятельности, который можно достигнуть за счет: грамотной и экономически обоснованной ценовой политики компании, правильно выбранной ценовой тактики, а также верно выбранных методов ценовой стратегии предприятия.
Факторы формирования цены на товар
Формирование и установление цены сложный процесс, который работает под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды. Основными факторами при формировании цены являются:
- Показатели спроса на товар. Они имеют важное значение на рынке, где переизбыток товара;
- Регулирование цен со стороны государства, необходимо понять, попадает ли новый товар под систему регулирования ценообразования со стороны государственных органов;
- Уровень конкуренции нам рынке в рамках производимого товара, если схожего, аналогичного товара на рынке уже достаточно, то цену нежелательно установить выше средней цены по рынку;
- Уровень себестоимости производимого товара.
Система ценообразования
Система ценообразования – это комплекс элементов, способствующих формированию грамотной и надежной политики ценообразования на предприятии.
Основными элементами системы ценообразования являются:
- Компетентные сотрудники. Ценообразованием на предприятии должны заниматься профессионалы, обычно это команда из разных управленческих структур: менеджеры среднего звена, маркетологи, начальники отделов (производственного, технологического, финансового и т.д.). Только команда профессионалов сможет грамотно провести анализ ситуации на рынке, выявить тенденции спроса и предложения на товар, найти равновесную цену и на основании этого установить правильную и эффективную цену на свою продукцию;
- Калькуляция затрат. Как известно, цена устанавливается на товар прежде всего в зависимости от затрат, потраченных на его производство. В связи с этим необходимо правильно оценить расходы на продукцию, сопоставимые с реальным положением на рынке, оценкой конъюнктуры рынка и его тенденций.
- Маркетинговые усилия. Если предполагаемый товар относится к стандартным видам товаров, то сложно установить на него цену, выше, чем средняя цена по рынку, но если товар представляет собой нечто нестандартное, интересное, то, чего еще мало у конкурентов, то здесь лучше всего опираться на маркетинговые инструменты, которые будут способствовать активному росту продаж, на основании параметров привлекательности товара на рынке. Маркетинговые усилия можно также направить на активный сбыт товара, особенно тот, что слабо пользуется спросом.
Таким образом, система ценообразования – это комплекс мероприятий и мер, выполнение которых приводит к установлению грамотной и эффективной цены на товар в условиях конкурентного рынка.