Ценообразование – это обязательный процесс для любой компании, в основе которого идет формирование цены на товар.
Установить цены и правильно ее сформировать только на первый взгляд, кажется, абсолютно простой задачей, на самом деле, в этой деятельности есть множество проблем и сам процесс становится сложным и многозадачным.
Роль ценообразования
Условия нестабильности экономической ситуации в нашей стране повлияли на повышение роли ценообразования и как следствия цены на товар в российском обществе. Тенденция снижения дохода населения все чаще показывает отрицательный и негативный характер, население беднеет, а за счет этого все чаще цена является первым инструментом воздействия на спрос со стороны предприятий.
Роль процесса ценообразования для компаний достаточно высока:
- От установленной цены на товар зависит доход компании, его рост или снижение;
- Доля рынка компании и способность борьбы с конкурентами;
- Показатели стабильности и финансовой устойчивости предприятия и т.д.
Процесс ценообразования на товар компании может оказать влияние на успех ее деятельности, который можно достигнуть за счет: грамотной и экономически обоснованной ценовой политики компании, правильно выбранной ценовой тактики, а также верно выбранных методов ценовой стратегии предприятия.
Формирование и установление цены сложный процесс, который работает под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды. Основными факторами при формировании цены являются:
- Показатели спроса на товар. Они имеют важное значение на рынке, где переизбыток товара;
- Регулирование цен со стороны государства, необходимо понять, попадает ли новый товар под систему регулирования ценообразования со стороны государственных органов;
- Уровень конкуренции нам рынке в рамках производимого товара, если схожего, аналогичного товара на рынке уже достаточно, то цену нежелательно установить выше средней цены по рынку;
- Уровень себестоимости производимого товара.
Таким образом, роль ценообразования в деятельности любого предприятия имеет большое значение, поэтому необходимо уделять много времени на процесс установления цены, от этого зависит успех работы предприятия.
Трудности процесса ценообразования
Основными трудностями в процессе ценообразования служат:
- Увеличение себестоимости продукции. Как известно, рынок в нашей стране постоянно меняется, происходят процессы, которые либо напрямую, либо косвенно влияют на экономическую, политическую, социальную политику в стране, и тем самым влияют и воздействуют и на предприятие. Надо отметить, что затраты, которые закладываются обычно на этапе бизнес планирования, не совпадают с реальными затратами предприятия, так как пока идет реализация плана, факторы, воздействующие на производство товара меняются и чаще всего не в положительную сторону. Поэтому, когда себестоимость товара получается в итоге больше, то и цена соответственно должна меняться;
- Постоянные изменения в законодательстве. Так как в нашей стране практически нет стабильности, то предприятия постоянно сталкиваются с проблемами хозяйственного, экономического, законодательного характера. Данные проблемы разрешимы чаще всего только с возможностью финансовых растрат на их устранение. Например, правительство приняло новый закон, в рамках которого гостиничные предприятия должны обязательно установить кнопку экстренного вызова полиции. Данный закон требует от исполнителя финансовых затрат, которые потом, в будущем, как бремя ляжет на плечи гостей гостиничного комплекса, и повышения цен на проживание практически не избежать.