Основные понятия в области ценообразования
Что интересует покупателя прежде, чем купить товар, конечно, цена, именно она является той приоритетной стороной при выборе продукции и принятие решения о покупке.
Цена – это стоимостное выражение ценности того или иного товара на рынке.
Как правильно установить цену на товар, на этот вопрос подробно и тщательно отвечает система ценообразования. Система ценообразования призвана формировать цену на товар в зависимости от различных факторов:
- Внешнеэкономической обстановки в стране;
- Действующих цен у конкурентов;
- Платежеспособность населения;
- Экономическая обоснованность всех затрат на производство товара;
- Анализ спроса и предложения на рынке схожих товаров;
- Влияние макро и микро экономики на формирование цены и т.д.
От процесса ценообразования зависят такие итоговые показатели деятельности предприятия как прибыль, рентабельность, доход и т.д. Поэтому ошибаться в рамках этого процесса нельзя, иначе предприятие может понести колоссальные потери.
Принципы ценообразования
В обосновании итоговой цены на товар система ценообразования придерживается конкретных принципов:
- Конкретная направленность ценовой политики предприятия. В данном случае, компании должна четко понимать и осознавать, какое направление системы ценообразования будет выбрано, чтобы также удовлетворять вопросы экономических, а также социальных проблем;
- Бессрочный процесс ценообразования на предприятии. Руководство компанией должно осознавать, что процесс ценообразования носит непрерывный характер. Так, пока идет производство товара, на каждом этапе цена будущего товара меняется, а также, когда товар уже будет продаваться потребителям, в зависимости от срока его реализации (год, месяц, десятки лет), его ценообразование также будет подвержено изменениям;
- Контроль за системой ценообразования. В нашей стране со стороны государства в рамках процесса ценообразования могут быть некоторые ограничения, связанные с деятельностью предприятия. Например, компания производит товары первой необходимости, поэтому в процессе ценообразования она должна четко соблюдать правила установления цены, если компания монополист, ее ожидает тоже самое. Контроль со стороны государства в данных случаях – это обязательное условие.
В последнем случае, если система ценообразования на предприятии нарушена, а товары подлежат государственному контролю, то такие предприятия ждет как экономическое наказание, а также и уголовно – административное.
Основные цели процесса ценообразования
Выполнение принципов системы ценообразования приводит к выполнению основных целей процесса установления и формирование цен на товары:
- Повысить основные экономические показатели компании в долгосрочной перспективе (прибыль, рентабельность и т.п.);
- Резкое увеличение прибыли за короткий промежуток времени;
- В перспективе увеличить долю рынка предприятия;
- Установление и сохранения лидирующих позиций по цене на рынке;
- Увеличение конкурентоспособности фирмы;
- Система лояльности цен, актуально для торговых агентов и как следствие потребителей;
- Повышение репутации компании за счет грамотной ценовой политики;
- Стимулирование сбыта продукции, особенно в разрезе товаров, которых слабо пользуются спросом и т.д.
Таким образом, ценообразование осуществляется в рамках определенных принципов: направленность ценовой политики, ее бессрочность и контроль за ценами на определенные товары. Осуществление этих принципов приводит к реализации и выполнению итоговых целей предприятий, которые в основном направлены на повышение экономического благосостояния компаний на рынке товаров и услуг.