Цена и ценообразование
История рынка уходит своими корнями еще в самые древние времена. Тогда рынок не имел таких современных понятий как цена товара, качество, признаки, классификация товарного ряда и т.д. Все было куда проще, существовал обмен, один товар меняли на другой, в соответствии с важностью данного продукта для покупателя.
На сегодняшний день рынок представляет собой совершенно другую структуру и выполняет разнообразные функции, а цена и процесс ценообразования является, чуть ли не одним из самых важных признаков товара на рынке.
Деньги и стоимость товара в современном мире приобрело колоссальное значение, так как говорят, что «все имеет свою цену», за деньги можно купить абсолютно все что угодно.
Цена напрямую влияет на спрос, на товар, на его узнаваемость, на его оборачиваемость и другие понятия.
Ценообразование является экономическим процессом, в рамках которого идет формирование и установление цены на товар.
Цена является, так сказать, конечным этапом процесса ценообразования. В процессе ценообразования идет выявление ценности товара, которую он будет иметь на рынке для потенциального покупателя. Надо отметить, что цена не всегда выражается и может быть измерена в денежном эквиваленте, так же это может быть и бартер.
Бартер – это равноценный обмен одного товара на другой по взаимному соглашению сторон.
Существует несколько видов ценообразования: государственное и рыночное ценообразование. Государственное предполагает, что цены устанавливаются в рамках определенного закона и действия со стороны государственных органов, а рыночное формируется под влиянием спроса на товар или услуги.
Преимущества ценообразования
Ценообразование представляет собой сложный процесс экономического характера, который осуществляют специалисты, если неверно установить цену на товар, то могут возникнуть различные проблемы: дефолт предприятия, нехватка оборотных средств, снижение спроса на товар и т.д.
Многие небольшие предприятия предпочитают не вдаваться в процесс столь сложный, как ценообразование, а устанавливать цены на уровне конкурентов или из расчета определенного процента прибыли за минусом себестоимости, но процесс ценообразования, если его осуществлять грамотно имеет целый ряд преимуществ:
- Ценообразование помогает быстрее клиентам «принять» товар и ускоряет процесс распространения товара на рынке;
- Клиент чаще всего помнит приемлемые цены на товар определенной компании, что повышает спрос на другие товары этой компании;
- Грамотное ценообразование «отсекает» конкурентов на достаточно длительный срок.
Недостатки ценообразования
Также, наряду с положительными моментами не правильно организованный процесс ценообразования может иметь ряд недостатков:
- Если цены на товар, который всегда или долгое время продавался по низкой цене, начинает расти, причем прирост может составлять даже до 50%, покупатели быстро и негативно начнут реагировать на данное изменение, и скорее всего, перестанут покупать этот товар на рынке;
- Если товар не будет менять свои потребительские свойства, а цена при этом будет возрастать, также следует ожидать падения спроса на товар на рынке.
Доля рынка при негативных тенденциях ценообразования непременно снизиться, что ослабит конкурентную позицию предприятия.
Таким образом, ценообразование сложный и многогранный процесс, который подразумевает долгосрочное планирование цен, так сказать на перспективу, чтобы предприятие могло долгое время манипулировать ценами на товар, а он, в свою очередь, не менял привлекательности на рынке.
Процесс ценообразования имеет ряд преимуществ и недостатков, которые позволяют либо создавать привлекательные цены на товар, либо, наоборот, неправильная цена способна оттолкнуть клиента, и он, скорее всего, уйдет к конкурентам.