Цена и ценообразование
Процесс производства, распределения и продажи товаров и услуг сопровождается комплексом мероприятий по разработке цен на каждом этапе. Цена является выражением ценности экономического блага. Механизм установления цен на производимые блага называется ценообразованием.
В процессе ценообразования происходит учет всех связанных с производством расходов, в которые входят постоянные и переменные издержки производства, а так же расходы на сбытовые нужды. Кроме того, важную роль в формировании цены играет соотношение спроса и предложения на конкретную группу товаров в определенный период времени. В рыночных отношениях на цены так же влияет конкуренция в определенном сегменте рынка. Предпринимателю необходимо учитывать максимальное число факторов, влияющих на процесс производства и реализации, а так же заложить желаемую норму прибыли. За счет варьирования части нормы прибыли, руководство хозяйствующего субъекта может достигать определенных целей на рынке.
К таким целям можно отнести:
- освоение нового рынка;
- увеличение охвата рынка;
- сохранение жизнеспособности хозяйствующего субъекта;
- максимизация прибыли в конкретный период времени и т.д.
В зависимости от поставленных целей выбирается наиболее оптимальный метод ценообразования, либо совокупность методов.
Методология и методы ценообразования
Цена, как экономическая категория при расчете, должна сохранять баланс между интересами производителя и потребителя. Для первого сохранение рентабельности своего производства является основной целью, то есть предприниматель заинтересован в максимально высокой цене за свою продукцию. Ценность же для покупателя определяется в первую очередь полезностью продукции. Для удовлетворение этих противоположных потребностей применяют различные методы ценообразования.
Методология ценообразования – это формирование обоснованных цен, отвечающих задачам производственного процесса.
В настоящее время используют такие методы расчета цен, как: затратные методы; методы, основанные на спросе; методы, основанные на конкуренции; совокупные методы, ориентирующиеся на спрос, конкуренцию и затраты.
Благодаря этим методам, производят расчет цен на новые товары, производят перерасчет цен на уже находящиеся в реализации товары, а также анализируют возможности внедрения скидок.
К прямым методам ценообразования относится расчет цен с учетом затрат и рыночных экономических показателей.
Наиболее часто используется метод «расходы+прибыль».
Пц=Спн+(Спн $\cdot$ Нс)/100%, где Пц – предельная цена, Спн – сумма расходов, отнесенных на единицу продукции, Нс – надбавка на покрытие расходов.
Такой метод позволяет установить нижние и верхние границы цены на единицу продукции.
Ценообразование на основе безубыточности применяется тогда, когда расходы и доходы в период времени примерно равны. В таком расчете не учитывается полезность для покупателя.
Рыночные методы ценообразования являются самыми эффективными при постоянно меняющихся экономических взаимоотношениях. Они рассматривают не только издержки и норму прибыли, но и влияние спроса, и конкурентов на занимаемой нише рынка. То есть расчет ориентируется на эластичность спроса.Так при большом уровне спроса предприниматель может поднимать цену на свою продукцию или услуги, при низком спросе и цена снижается. Важно определить, порог цены, при котором хозяйствующий субъект не сработает в минус. Если продукция является уникальной, либо принципиально новой на рынке, то предприниматель может использовать высокие цены, пока рынок не будет насыщен подобными товарами и конкурентами, работающими в данной области.
К методам установления цен, ориентированным на поведение конкурента относят:
- следование за «лидером»;
- мспользование текущей цены;
- метод «запечатанного конверта», когда несколько конкурентов борются за тендер или контракт.
От того, насколько точно будет подобрана система методов расчета цен на хозяйствующем субъекте зависит эффективность ценовой политики предприятия при изменяющихся факторах рынка.