Понятие ценообразования и прибыли
Целью деятельности любого предприятия является извлечение максимально возможной прибыли. Она позволяет хозяйствующему субъекту эффективно функционировать на рынке, сохраняя свои конкурентные позиции. Логично предположить, что и заинтересованность государства в доходности действующих предприятий высока, так как одной и крупнейших доходных статей бюджета является налог на прибыль.
Прибыль представляет собой разницу между денежной суммой полученной за продажу произведенной продукции и расходами, получившимися в процессе производства данной продукции или услуги.
Как правило, норма прибыли закладывается при формировании цен на продукцию. Механизм выражения ценности экономического блага называется ценообразованием. Таким образом, можно сказать, что ценообразование и прибыль тесно связаны между собой. Чем точнее ведется расчет обоих показателей, тем легче предпринимателю будет достичь своих экономических целей на рынке.
Взаимосвязь прибыли и ценообразования
На процесс ценообразования большое влияние оказывают изменяющиеся факторы рынка. Кроме того, ценовая политика предприятия формируется согласно целям, которые стоят перед руководством компании в определенный период времени, например, захват сегмента рынка, увеличение объема продаж, сохранение жизнеспособности предприятия в кризисных условиях и т.д. Надо отметить, что на ценообразование большое влияние оказывает соотношение предложения и спроса на продукцию в данной нише рынка. Предприниматель не может ориентироваться только на получение высокого финансового результата своей деятельности. Ему надо учитывать, что ценность его продукции для конечного потребителя может отличаться от той, которую предприниматель запланировал в своих расчетах.
Цена по составу включает в себя:
- себестоимость (рассчитывается по издержкам производства и затратами на сбыт);
- норму прибыли (представляет отношение прибыли к затратам);
- налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и т.д.).
Отметим, что прибыль показывает общую сумму дохода, когда как рентабельность отражает эффективность всех процессов в цепочке производства. Она позволяет увидеть эффект полезности использования ресурсов и средств производства, и произвести корректировки слабых мест. Таким образом, каждый хозяйствующий субъект в зависимости от специфики своей деятельности использует собственную систему ценообразования для достижения высоких показателей прибыльности.
Расчет прибыли для разных видов цен
- Если государство применяет политику регулируемых цен, то предприниматель уже не может варьировать свою ценовую политику за счет уменьшения части прибыли. В таком случае используется вариант оптимизации производства и сбытовых каналов, для уменьшения конечной себестоимости продукции.
- Для отпускных цен прибыль представляет собой разницу между полученным доходом при продаже по оптовым ценам и издержками производства без учета налогов.
- Для предприятий монополистов применяются определенные тарифы.
- Звено между производителем и розничной торговли, представленное оптовыми компаниями получает свою прибыль за счет наценок на затраты в процессе перепродажи продукции. Здесь, как и при продаже конечному потребителю важное влияние на ценообразование оказывает соотношение предложения и спроса, а так же качество и актуальность экономического блага.
- Если продукция поступает по каналам импорта, то в прибыль помимо затрат на сбытовые процедуры включают расходы на таможенные операции.
- Предприятия розничной торговли для формирования прибыли используют торговые надбавки, которые так же определяются, исходя из конъюнктуры рынка. На некоторую продукцию торговые надбавки регулируются, например, на лекарственные товары, питание для детей, медицинскую продукцию.
- На предприятиях питания помимо учета затрат используются фиксированные наценки.
Ценообразование и прибыль связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга, являясь инструментами для достижения экономических целей, стоящих перед предпринимателем.