Учет кредитных организаций – это систематизированная деятельность кредитных организаций по сбору, регистрации и обобщению информации о фактах их хозяйственной жизни.
Сущность и разновидности учета и отчетности в организациях
Учет является одним из основных направлений деятельности кредитных организаций. Эта деятельность заключается в сборе, регистрации и обобщении информации о фактах хозяйственной жизни кредитной организации.
Экономическая теория и практика говорит о том, что коммерческие организации (кредитные, в том числе) могут вести учет нескольких видов. В основном реализуют следующие виды учета:
- бухгалтерский учет – это общий учет информации об имуществе и имущественных правах организации в стоимостном выражении;
- налоговый учет – это специализированный учет информации о материально-денежных потоках организации, который ведется в целях исчисления налоговой базы и уплаты соответствующего налога;
- статистический учет – это специализированный учет информации, которую необходимо предоставить в государственную службу статистики;
- управленческий учет – это специализированный учет информации, которая предназначена для внутреннего пользования, т.е. для предоставления руководителям и для принятия ими на ее основе управленческих решений.
Как правило, результатом ведения учета является сформированная отчетность. Отчетность представляет собой обобщенную информацию, которая представлена в форме специального документа и содержит сведения об итогах хозяйственной деятельности за отчетный период или о состоянии хозяйства на отчетную дату.
Разновидности отчетности соответствуют существующим разновидностям учета. Соответственно, это бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, статистическая отчетность, финансовая (управленческая) отчетность.
Ведение учета и составление отчетности в основном регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами федерального уровня общего характера (т.е. распространяющиеся на все без исключения предприятия). В отношении некоторых организаций также могут быть приняты дополнительные акты отраслевого характера. Кроме того, сама организация способна принимать локальные правовые акты, которыми регламентируются данные направления деятельности.
Особенности бухгалтерского учета и отчетности кредитных организаций
Кредитная организация ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которым установлены единые для всех организаций страны правовые методические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Кроме того, кредитным организациям необходимо руководствоваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также приказами, инструкциями и правилами Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.
Кредитная организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица. Ведение бухгалтерского учета прекращается в случае реорганизации или ликвидации кредитной организации в порядке, который установлен действующим законодательством.
На основе данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета кредитные организации в Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. На данный момент она включает в себя следующие формы:
- бухгалтерский баланс, который содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале кредитной организации;
- отчёт о финансовых результатах, который содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности кредитной организации за отчетный период;
- отчёт об изменениях капитала, который содержит данные о движении уставного, резервного, добавочного капиталов кредитной организации, а также об изменениях величины ее нераспределённой прибыли;
- отчёт о движении денежных средств, который содержит данные об источниках денежных средств кредитной организации и их использовании в отчётном периоде;
- приложения к ним, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами;
- аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности кредитной организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительная записка, которая содержит данные о кредитной организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, а также об изменениях в учетной политике кредитной организации на следующий отчетный период.
После того, как годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках кредитной организации пройдут процедуры ревизии и проверки аудиторской организацией, они утверждаются общим собранием учредителей (акционеров) и подлежат последующей публикации.
Бухгалтерский учет в кредитной организации ведется на основании первичных документов, которыми должны оформляться все проводимые операции. Причем к учету могут быть приняты только те первичные учетные документы, которые составлены по форме, что предусматривает наличие обязательных реквизитов – наименование документа, дату составления, содержание операции, имена ответственных лиц (в том числе, руководитель кредитной организации, главный бухгалтер и др.) и их личные подписи.
На основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, которые позволяют осуществлять контроль и упорядочивать процессы обработки данных о проведенных операциях. Стоит отметить, что на сегодняшний день составление первичных и сводных учетных документов может осуществляться кредитной организацией не только на бумажных, но и на электронных носителях информации.