Сущность управленческого учета
Управленческий учет представляет собой процесс, состоящий из таких действий как:
- выявление;
- измерение;
- накопление;
- анализ;
- подготовка;
- интерпретация.
Кроме того, управленческий учет подразумевает передачу информации, которая используется менеджерами разных уровней управления предприятием для планирования, оценки, контроля и регулирования его деятельности, а также для принятия текущих, стратегических и оперативных управленческих решений.
Управленческий учет является составной частью учетной системы каждого субъекта хозяйствования, в которой также принадлежат производственный (оперативно-технический), финансовый, налоговый и статистический учет.
Таким образом, управленческий учет можно охарактеризовать как интегрирующую систему подготовки заключительной информации и обеспечения ею различных уровней управления с целью эффективного планирования, контроля и повышения качества принимаемых решений.
Принятие решений – это основа деятельности предприятия. От качества разработки, принятия и внедрения управленческих решений зависит эффективность использования человеческих, материальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов конкретного предприятия. По результатам решений происходит процесс сравнения, анализа и оценки запланированных показателей и достигнутых результатов.
Поэтому в современных условиях хозяйствования для принятия обоснованных управленческих решений необходимо учитывать основные этапы процесса:
- Распознавание проблемы.
- Установление целей решения проблемы.
- Анализ проблемы.
- Обоснованность проблемы.
- Выбор альтернатив.
- Формулирование и принятие решения.
Задачи управленческого учета
Исходя из сущности управленческого учета, можно выделить ряд основных его задач, которые в свою очередь подразделяются на несколько подзадач (Рис.1):
Рисунок 1. Задачи управленческого учета
Организация управленческого учета
Управленческий учет обеспечивает формирование информации, необходимой для эффективного управления предприятием, используя входную информацию и определенные методы ее обработки (измерение, систематизации, оценки и т.д.) для получения результатов, соответствующих конкретным задачам управления.
Организация управленческого учета непосредственно на предприятии зависит от структуры этого предприятия, вида и масштабов предпринимательской деятельности, технологии и организации конкретного производства, вида продукции (работ, услуг) политики управленческого менеджмента.
Организация бухгалтерского управленческого учета на предприятии предусматривает три этапа:
- Методологический;
- Технический;
- Организационный.
Методологический этап предполагает выбор модели управленческого учета. Так, в зависимости от цели управленческого учета, определяются объекты и методы учета затрат, а также элементы бухгалтерского учета, которые могут служить для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Это план счетов управленческого учета, составление калькуляционных статей и прочее.
На техническом этапе избираются регистры аналитического учета и формы внутренней отчетности. Также целесообразно было бы на данном этапе определить направления движения информации внутри предприятия.
Организационный этап предусматривает распределение обязанностей между работниками в системе управленческого учета.
Предприятие может самостоятельно разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного управленческого учета, а также отчетности и контроля хозяйственных операций. Следовательно, невозможно определить четкий порядок организации управленческого учета на каждое предприятие, однако можно определить целый ряд факторов, которые влияют на его построение, а также определить общие принципы организации учета для управленческих нужд.
Внедрение управленческого учета в деятельность предприятия является необходимым условием его успешной работы, создания оптимальной рыночной инфраструктуры, выживание предприятия в условиях свободной конкуренции и роста их экономического потенциала.
Таким образом, управленческий учет является инструментом управления деятельностью предприятия, объединяя практически все функции управления – учет, планирование, координацию, контроль, анализ, принятие решений.