Первичный учет доходов в организации
Деятельность любой коммерческой организации подразумевает получение доходов. Производственные предприятия получают доход от реализации готовой продукции.
Торговые организации получают доход от реализации товаров. Предприятия из сферы услуг получают доход от оказанных своим клиентам услуг. Кроме того, доходы могут быть прочими, не относящимися к основной деятельности предприятия. Например, проценты по депозитным вкладам, курсовые разницы и т.д.
Доходы предприятия формируют финансовые результаты, и их учет проходит несколько стадий, первая из которых – это их первичный учет.
Первичный учет доходов осуществляется на основании первичных документов. Например, при реализации товаров, первичным документом, который подтверждает факт получения дохода – является товарная накладная. При реализации работ – первичным документом является акт выполненных работ или акт оказания услуг.
Так на основании данных документов, бухгалтер делает записи на счетах бухгалтерского учета.
Например, сумма реализации товара составляет 45000 рублей, что отражено в товарной накладной. Так, в бухгалтерском учете сформируется проводка:
Д-т 62 К-т 90.1
То есть, 45000 рублей составит доход предприятия и одновременно отразит задолженность покупателя за отгруженный товар.
Если предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), то сумма НДС не включается в доход. Так, товарная накладная на сумму 45000 руб. включает НДС (6864,41). Таким образом, доход предприятия составит:
45000-6864,41 = 38135,59 руб.
Данные примеры относятся к организациям, в которых доход признается по методу начисления. Если же организация признает доход по кассовому методу, то первичный учет таких доходов осуществляется по факту получения денежных средств в кассу или на расчетный счет.
При получении денежных средств в кассу, первичным документом является приходный кассовый ордер или чек ККМ, а при зачислении денежных средств на расчетный счет – выписка банка. Стоит отметить, что в бухгалтерском учете, доходы на счете 90.1 в любом случае формируются по методу начисления, а для целей налогообложения доходы признаются по двум методам: кассовому и методу начисления.
Для учета прочих доходов, применяется субсчет 91.1
Первичный учет расходов в организации
Для осуществления деятельности организация несет определенные затраты, которые уменьшают прибыль предприятия. Расходы классифицируются по различным признакам. Основные расходы составляет себестоимость произведенной или реализованной продукции (работ, услуг). Также предприятие может нести и прочие расходы. Например, проценты за полученный кредит, и т.д.
Первичный учет расходов также подразумевает их документальное подтверждение. Например, при реализации товара, расходами является их себестоимость. То есть товарная накладная, полученная от поставщика товаров. Также в данную стоимость могут войти стоимость доставки товара, стоимость услуг посредника и т.д.
При списании реализованных товаров, формируются расходы следующей проводкой:
Д-т 90.2 К-т 41
К счету 90 также могут быть открыты субсчета 90.7 «Коммерческие расходы» и 90.8 «Управленческие расходы», где отдельно отражаются соответствующие расходы. Первичный учет таких расходов также осуществляется на основании первичных документов.
Это могут быть:
- товарные накладные;
- ведомость на выплату заработной платы;
- командировочные расходы;
- расходы на аренду помещений и оборудования;
- и т.д.
Для учета прочих расходов, применяется субсчет 91.2.