Элементы управленческого учета
Управленческий учет содержит такие элементы, как:
- центры ответственности,
- контролируемые показатели,
- первичные документы,
- учетные регистры,
- формы управленческой отчетности,
- учетные процедуры сбора,
- обработки и предоставления информации пользователям.
Рассмотрим их особенности.
Центры ответственности и контролируемые показатели
Они позволяют измерять результаты деятельности менеджеров предприятия, выявлять отклонения фактических показателей от целевых и выяснять причину этого. Занимаются этим должностные лица предприятия.
По каждой задаче определяется набор показателей, которые отражают результат выполнения.
Первичные документы управленческого учета
- Относятся к основному элементу управленческого учета.
- Каждый факт хозяйственной жизни любого предприятия оформляется первичной документацией.
- Любой первичный документ должен быть составлен правильно, иметь все соответствующие реквизиты.
- Документ должен содержать наименование операции, сумму, дату, печать организации.
- Первичный документ должен быть заверен руководителем и главным бухгалтером.
Учетные регистры
- На основании первичных документов управленческого учета производятся записи в учетных регистрах управленческого учета.
- Исправления в регистрах не допускаются.
- Регистры ведутся в журналах, книгах, карточках, дискетах и так далее.
- Учетные регистры используют для накапливания информации.
- Данные, содержащиеся в первичных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в учетных регистрах управленческого учета.
- Не допускаются пропуски и изъятия при регистрации объектов управленческого учета в учетных регистрах управленческого учета.
- Учетный регистр и первичный документ управленческого учета составленный в электронном виде должен удовлетворять всем требованиям, предъявленным к бумажным носителям.
Формы управленческой отчетности
- Формы отчетности составляются добровольно.
- Она составляется только для руководителя предприятия, больше отчетность никуда не представляется.
- Если отчетность составляется – например – для руководителя финансового отдела, то она должна содержать информацию об исполнении бюджета предприятия, цифры по прибыли и убыткам и так далее.
- В отчете могут содержаться сведения о причинах роста запасов, числа ненормированных работ, падении или росте объема продаж.
- Специальных форм управленческая отчетность не имеет.
- Внутренняя управленческая отчетность позволяет выявить слабые участки на предприятии. Управленческая отчетность должна составляться 1 раз в неделю.
Как сформировать отчетность:
Перед тем, как сформировать отчетность нужно выяснить, какую информацию хочет получить руководитель.
Составить самостоятельно форму для отчета, так чтобы были видны все необходимые показатели.
Сформировать отчет.
Обязательными формами считаются – баланс, отчет о доходах и затратах, движение финансов. В балансе отображаются цифры и их интерпретация. В отчете о доходах и расходах содержатся результаты деятельности за конкретный промежуток времени.
Нормативная база по управленческому учету для составления отчетности
- ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129 от 21.11.1996 года.
- Положение по бухгалтерскому учету № 1-19.
- Приказ Департамента финансов № 67 Н «О формах отчетности» от 22.06.2003 года.