Разделительный баланс представляет собой документ, который формируется при реорганизации предприятия в виде выделения или разделения, и включает данные об активах, капитале, обязательствах и резервах, распределяющихся между участвующими в реорганизации сторонами.
Универсальной формы разделительного баланса на данный момент не существует. Для этих задач применяется категория бухгалтерской документации, учрежденная Приказом Минфина от 02.08.2010 № 66н. В нашем случае баланс дополняется необходимыми схемами или графами.
Например, при разделении предприятия А на две фирмы B и С в разделительном учете организации А на период реорганизации по каждому пункту бухгалтерского баланса необходимо предусмотреть разделение между новыми подгруппами.
Принцип составления разделительного баланса
Принцип формирования указанного вида документов прост. Суммы пассивов и активов, указанные в соответствующих пунктах баланса реорганизуемого юридического лица, следует изначально распределить согласно решению владельцев на две категории:
- суммы, которые фиксируются на балансе (в учете);
- суммы, которые трансформируются в баланс (в учет) выделенной организации.
При этом в процессе подобного разделения необходимо учесть моменты, подчиненные налоговому законодательству. Далее рассмотрим их более подробно.
Согласно статье 98.3 Налогового кодекса (далее – НК), в случае распределения посредством выделения денежных обязательств или налогового долга реорганизуемого налогоплательщика, а также ответственности за несоблюдение налогового законодательства в полной мере остаются за самим налогоплательщиком. Выделенной компании они в итоге не передаются. Другими словами, процесс выделения не характеризует взаимоотношения с бюджетом реорганизуемого предприятия.
Составление разделительного баланса
Формирования разделительного баланса необходимо начинать с раздела существующего пассива «Собственный капитал», так как собственники ранее распределили доли уставного капитального актива после реорганизации.
Здесь следует определиться с суммами уставного капитала и нераспределенного дохода, которые остаются на фирме и переходят на новый баланс. Какие именно пассивы и активы передаются, решают владельцы.
Допустим, собственники решили изначально передать на обновленный баланс: техническое оборудование для производства пластиковых товаров, компьютер, а также материалы и сырье, необходимые для суммы кредита, реализации продукции, оплаты долга, взятого в банке для приобретения оборудования (вместе с неуплаченной ставкой). Желательно, чтобы дополнительные передаваемые суммы пассивов и активов были непосредственно связаны с деятельностью, которую будет проводить новая реорганизованная компания.
Основное условие при составлении разделительного баланса – сохранить общий баланс активов и пассивов двух компаний. Отметим, что если бы главной задачей реорганизации была передача изготовления пластиковых товаров, начинать формирование данной категории бухгалтерского учета следует с передачи соответствующих активов, а не с распределения долей. А затем уже делить корпоративные права, полученные пассивы и чистые активы.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности при разделительном балансе
Учитывая, что данные в балансе, в том числе разделительном, демонстрируются свернуто (к примеру, общая цена продуктов, основных финансовых вложений и т.д.), то к подобному балансу прилагаются соответствующие детализации, расшифровки и пояснения. Ведь необходимо понимать, какие именно объекты ключевых средств передаются, какая по ним начисляется амортизация на период передачи, а также, например, долги каких покупателей кому из сторон реорганизации передаются. Для этих задач в состав документов, прилагаемых к разделительному балансу, включатся первичные учеты на договоры, покупку передаваемого имущества и акты сверки, сведения инвентаризации и другая необходимая документация.
Некоторые нюансы составления бухгалтерской отчетности при разделительном балансе учреждены Приказом Минфина от 20.05.2003 № 44н в виде Методических рекомендаций. Следует отметить, что формирование разделительного учета рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода или дате подачи промежуточных бухгалтерских документов.