Сущность инвентаризации, а также регулирование порядка ее подготовки и проведения на законодательном уровне
Инвентаризация - это проверка на предмет наличия и сохранности активов хозяйствующей единицы, состояния источников их финансирования на определённую дату (дату осуществления инвентаризации) посредством сравнения фактического наличия и состояния активов и обязательств и данных, отраженных в бухгалтерском финансовом учете хозяйствующей единицы.
Иначе говоря, инвентаризация представляет собой непосредственно пересчет фактически имеющегося в наличии у хозяйствующей единицы имущества. Инвентаризация реализуется специальной сформированной комиссией, в состав которой не могут входить материально-ответственные за сохранность ТМЦ лица (МОЛ).
В ходе проведения инвентаризации комиссией могут быть выявлены следующие моменты:
- Факт равенства между фактическим остатком и сведениями бухгалтерского учета;
- Факт наличия излишков;
- Факт наличия недостач.
Порядок подготовки и реализации инвентаризации регламентируется в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Постановлением ГК РФ по статистике №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Подготовка к проведению инвентаризации имущества экономического субъекта
Как правило, инвентаризация может быть реализована согласно приказа руководителя хозяйствующей единицы, оформленного в письменном виде. Далее на основании такого приказа должна быть сформирована комиссия, в состав которой должно входить не менее трех человек. В состав комиссии не могут быть включены материально-ответственные лица (однако, его присутствие при проведении инвентаризации имущества является обязательным), как правило, в комиссию включают сотрудника бухгалтерской службы, службы экономической безопасности или внутреннего контроля хозяйствующей единицы, а также специалистов необходимого профиля. Перед началом проведения инвентаризации члены комиссии должны быть обеспечены учетными данными бухгалтерского учета на отчетную дату в отношении инвентаризируемого имущества.
В ходе подготовки комиссия должна реализовать следующие действия:
- Поверить работоспособность всех измерительных приборов (например, весов);
- Опечатать все места хранения инвентаризируемых ТМЦ;
- Предложить МОЛ учесть всю первичную документацию в отношении оприходования и расходования ТМЦ;
- Получить от МОЛ расписки о том, что к моменту начала осуществления инвентаризации вся первичная приходная и расходная документация передана комиссии или бухгалтерским службам.
Порядок проведения инвентаризации имущества хозяйствующих единиц
Как было отмечено ранее, суть инвентаризации заключается в пересчете фактически имеющегося в наличии у хозяйствующей единицы имущества. Материалы, которые учитываются по массе, должны быть взвешены на контрольных весах, которые учитываются по объему или размерам – измерены. В ходе проведения инвентаризации все полученные сведения о фактическом состоянии имущества отражаются в инвентаризационной описи.
Стоит отметить, что во время проведения инвентаризации доступ к инвентаризируемым ТМЦ прекращается, все операции по их расходованию и оприходованию также прекращаются.
Заключительным этапом реализации инвентаризации является оформление ее результатов.