Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методическая база и основные этапы аудита эффективности бюджетных средств

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Методическая база и основные этапы аудита эффективности бюджетных средств

Общие сведенияоб аудите как о способе проверки использования бюджетных средств

В Российской Федерации в основе бюджетного процесса, сформированного после проведённых в начале 2000-х гг. реформ, лежит жесткая регламентация расходов федерального бюджета и централизованное бюджетно-сметное планирование. Фактически эти принципы реализуются благодаря применению в процессе управления бюджетными средствами детализированной бюджетной классификации.

В связи с этим существенно осложнилось осуществление бюджетного процесса, что, в свою очередь, потребовало усиления контроля эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств. Удовлетворить эту потребность призвана такая форма контрольных мероприятий, как аудит эффективности, который давно используется за рубежом в процессе контроля за исполнением бюджета государства вместо традиционных в прошлом проверок.

В нашей стране право на проведение проверок эффективности расходования бюджетных средств и заключение по их итогам соответствующих выводов принадлежит Счётной палате РФ (на федеральном уровне), а также контрольно-счётным палатам субъектов Федерации (на региональном уровне) и муниципальных образований (на местном уровне).

Определение 1

Аудит эффективности бюджетных средств представляет собой форму государственного финансового контроля, который позволяет оценить эффективность деятельности подконтрольных объектов (органов власти, их служащих, подведомственных учреждений), исполняющих функции государства и использующих для этого бюджетные средства, и разработать предложения по её повышению.

Аудит эффективности использования бюджетных средств можно рассматривать в качестве комплекса мероприятий, осуществление каждого из которых направлено на решение собственных задач, обеспечивающих в совокупности достижение главной цели проведения аудита. Поэтому можно говорить о существовании таких направлений аудита эффективности, как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • проверка экономности (целесообразности) расходования бюджетных средств;
  • проверка законности их использования;
  • проверка результатов, достигнутых подконтрольными органами, путём их сравнения с плановыми (нормативными) значениями.

В обобщённом представлении контролю в данном случае подлежит почти весь государственный сектор экономики, который пронизан многочисленными связами по распределению аккумулированного национального продукта. В частности, подконтрольными объектами признаются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, признающиеся распорядителями бюджетных средств, а также унитарные предприятия и учреждения (бюджетные, казенные, автономные), которые выступают в роли бюджетополучателей.

В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед контрольными органами, могут значительно различаться (как по форме, так и по содержанию) проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности. Однако любая проверка всё равно должна давать конкретные результаты, которые могут проявляться через:

  • повышение ответственности должностных лиц за использование бюджетных средств;
  • решение наиболее важных в настоящее время проблем государственного управления;
  • повышение эффективности деятельности государственных органов и получателей бюджетных средств;
  • содействие эффективному использованию бюджетных средств.

Характеристика основных этапов проверки эффективности использования бюджетных средств

Как показывает практика, провести аудит эффективности использования бюджетных средств – это сложная задача (даже в сравнении с финансовым аудитом). Для её решения необходимо привлечь высококвалифицированных специалистов и затратить большие объёмы финансовых и временных ресурсов.

Процесс проведения аудита эффективности использования средств государственного бюджета можно представить в виде следующих этапов:

  1. планирование аудита – определение тематики, проблем, целей, задач аудита, выбор методов и нормативов эффективности;
  2. проведение аудита – сбор необходимой информации и фактических данных для получения аудиторских доказательств;
  3. подготовка отчета о результатах, полученных в ходе проведения аудита.

Этап планирования аудита можно разбить на два крупных комплекса действий – стратегическое планирование, в ходе которого составляется стратегический план контрольных мероприятий на 3-5 лет, и текущее планирование, которое осуществляется ежегодно на основе стратегического плана. Именно в процессе текущего планирования определяются конкретные темы и объекты проверок. Их выбор обуславливается их социально-экономической значимостью, объёмом средств, направляемых в подлежащую проверке сферу, наличием рисков в ней, результатами прошлых проверок и т.п.

В результате планирования должна быть разработана программа проведения аудита, в которой должны быть отражены все его ключевые стороны: цель, объект, методы, сроки, аудиторы и т.д.

Эффективность использования бюджетных средств оценивается посредством расчёта двух видов показателей – характеризующие прямые результаты деятельности объектов контроля (соотношение затрат и результатов) и отражающие косвенное влияние на социальные результаты их деятельности. Фактические показатели сравниваются с нормативными, на основе чего аудиторы делают выводы об эффективности использования бюджетных средств. Они находят отражение в аудиторском заключении (отчёте о результатах аудита), который впоследствии используется для подготовки решений, нацеленных на устранение выявленных отклонений.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис