Понятие комбинированной отчетности
Общеизвестными видами отчетности являются:
- бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета;
- финансовая отчетность, сформированная в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности;
- налоговая отчетность;
- управленческая отчетность.
В последнее время получила известность и иная форма отчетности – комбинированная. Комбинировать отчетность можно по любым компаниям, даже при условии отсутствия между ними какой-то связи. В частности, комбинированная отчетность может быть составлена для ряда организаций, предполагающих слияние, для получения представления о том, какой будет совместная отчетность этих организаций в будущем.
Термин комбинированная отчетность пришел к нам из США, поскольку предусмотрен американской системой стандартов бухгалтерского учета и отчетности – GAAP. Однако определенным образом комбинированная отчетность упоминается и в Международных стандартах финансовой отчетности.
Таким образом, комбинированную отчетность можно определить как отчетность группы организаций, не имеющих юридических связей или материнской компании.
По своей сути, комбинированная отчетность представляет собой сводную отчетность нескольких организаций, представленную как отчетность единой организации.
При этом организации группы, формирующей комбинированную отчетность, могут принадлежать одному собственнику.
Отличие комбинированной отчетности от консолидированной
Консолидированная отчетность представляет собой отчетность, отражающую доходы и расходы, имущество и обязательства организации (материнской и подконтрольных ей) как показатели одной организации.
В соответствии с требованиями МСФО в консолидированной отчетности отражается уставный капитал только материнской организации, а уставные капиталы подконтрольных ей организаций, как и ее инвестиции в эти организации исключаются из консолидированной отчетности.
Комбинированная отчетность наоборот отражает как инвестиции одной организации в другую, так и величину вкладов в уставные капиталы.
Фактически это единственное отличие комбинированной отчетности от консолидированной, в остальном они совпадают: оба эти вида отчетности объединяют стать и активов и обязательств, капитала, доходов и расходов, только в первом случае это показатели не связанных между собой организаций, во втором – это показатели материнской и дочерних организаций.
Отличие консолидированной отчетности от проформы финансовой отчетности
На практике зачастую комбинированную отчетность не отличают от проформы финансовой отчетности, представляющей собой сведенные воедино результаты деятельности организации. Это объясняется возможностью составления пробной комбинированной отчетности (для ее анализа), которая фактически и представляет собой проформу.
Проформа финансовой отчетности – это отчетность, формируемая на перспективу, то есть включающая в свои показатели те или иные события как уже произошедшие, но фактически еще не состоявшиеся.
Цель формирования проформы заключается в прогнозировании и оценке влияния определенных событий на показатели отчетности, что позволяет принимать обоснованные решения об их осуществлении или отказе от них. Проформа в отличие от комбинированной отчетности, как правило, предназначена для внутренних пользователей, в то время как комбинированная отчетность ориентирована как на внутренних, так и на внешних.
Состав комбинированной отчетности
В состав комбинированной отчетности включаются следующие формы:
- комбинированный бухгалтерский баланс;
- комбинированный отчет о финансовых результатах;
- приложения (пояснения) к первым двум формам отчетности;
- аудиторское заключение в отношении представленных форм отчетности.
Требования к комбинированной отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Международными стандартами финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрен ряд требований к порядку формирования комбинированной отчетности. В частности, к таким требованиям относятся:
- во-первых, требование единства организационной документации. Комбинированная отчетность может составляться организациями, применяющими единую учетную политику, рабочий план счетов и первичную документацию;
- во-вторых, при формировании отчетности из состава ее показателей исключаются внутригрупповые остатки и нереализованная прибыль в активах;
- в-третьих, группа организаций, формирующих комбинированную отчетность, должна быть объединена в одну отчетную дату, при отсутствии такой возможности следует максимально сократить количество дней между объединением.
В отношении субъектов крупного бизнеса Международными стандартами финансовой отчетности не предусмотрено каких-либо требований по комбинированию показателей отчетности, поэтому крупный бизнес либо вынужден формировать такую отчетность в соответствии с требованиями, установленными для малого или среднего бизнеса, либо ориентироваться на требования по составлению консолидированной отчетности.
Проблемы комбинированной отчетности
В нормативной документации отсутствует строгая регламентация требований к порядку формирования комбинированной отчетности, что формирует условия для манипуляций. Составление комбинированной отчетности и ее анализ могут предшествовать дате ее официального утверждения, что позволяет спрогнозировать реакцию инвесторов и произвести корректировочные операции с целью изменения показателей отчетности в соответствии с их запросами.
Кроме того, еще одним из способов манипуляции является подвижность состава группы организаций. Поскольку группа организаций, формирующих комбинированную отчетность, не связана юридически, организации могут легко исключаться из группы или наоборот быть в нее включены, даже если не входят в ее периметр.