Сущность понятия «нематериальные активы экономического субъекта» и законодательная база, регламентирующая порядок их инвентаризации
Нематериальные активы (НМА) – это активы экономического субъекта, представляющие собой объекты бухгалтерского и налогового учета, не имеющие материальной формы (т. е. не являющиеся вещью), но способные в будущем приносить экономические выгоды владеющему ими экономическому субъекту.
Признаки НМА:
- не имеет материальной формы (т.к. не является вещью, «нельзя пощупать»);
- способен приносить экономические выгоды владеющему им экономическому субъекту;
- период использования составляет более одного календарного года;
- экономический субъект имеет права на данный объект нематериальных активов (патенты, лицензии, необходимые свидетельства и т.д.), в случае создания такого актива непосредственно субъектом – исключительные права владения.
- фактическая (и, как следствие, первоначальная) стоимость объекта нематериальных активов может быть определено точно и достоверно.
Порядок осуществления инвентаризации нематериальных активов хозяйствующей единицы регламентируется в соответствии с ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», Приказом Минфина РФ № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Инвентаризация нематериальных активов хозяйствующей единицы
Проверка наличия и сохранности НМА экономического субъекта является основной задачей инвентаризации, она способствует росту уровня контроля за сохранностью таких активов и увеличению эффективности их использования.
Календарный план-график проведения инвентаризации объектов нематериальных активов утверждается руководством экономического субъекта (как правило, инвентаризация проводится по окончанию полугодия), однако, согласно регламентирующих документов такого рода инвентаризация должна быть обязательно проведена в четвертом квартале отчетного года – перед формированием и подписанием годовой финансовой отчетности хозяйствующей единицы.
Инвентаризация нематериальных активов, как и других активов экономического субъекта, осуществляется с привлечением специализированной инвентаризационной комиссии, как правило, состоящей из трех человек, один из которых назначается председателем комиссии. Лица, ответственные за сохранность нематериальных активов, перед инвентаризацией подготавливают служебные записки, в которых отражается следующая информация:
- Сроки полезного использования и списания объектом НМА;
- Период оприходования объектом НМА, их постановки на учет;
- Движение нематериальных активов (перемещение между структурными подразделениями, выбытие и т.д.).
Такие служебные записки передаются инвентаризационной комиссии для дальнейшего ознакомления и принятию к сведению в рамках осуществления инвентаризации.
Также в рамках проведения инвентаризации инвентаризационной комиссией проверяется вся первичная документация, имеющая отношение к объектам нематериальных активов.
Результаты инвентаризации объектом нематериальных активов хозяйствующей единицы оформляются аналогично результатам инвентаризации прочих активов (запасов, денежных средств и т.д.). Оформление результатов осуществляется согласно требованиям соответствующих методических указаний.