Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Сущность и содержание бухгалтерского учета / Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Что такое инвентаризация в бухгалтерском учете?

Определение 1

Инвентаризация – это процедура проверки наличия активов хозяйствующей единицы, их состояния, в т. ч. работоспособности, на конкретную дату отчетного периода.

Метод инвентаризации является одним из основополагающих методов контроля за сохранностью имущества хозяйствующей единицы. В ходе проведения инвентаризации используют такие способы контроля как:

  • пересчет;
  • измерение;
  • взвешивание и т.д.

Среди объектов инвентаризации имущества и обязательств хозяйствующей единицы выделяют:

  • основные производственные и непроизводственные фонды (технологическое оборудование, машины);
  • нематериальные активы (патенты, авторские права и т.д.);
  • материально-производственные запасы (материалы для производства, упаковка, ГСМ);
  • готовая продукция и полуфабрикаты;
  • наличные денежные средства;
  • ценные доходные бумаги и т.д.

Технология проведения инвентаризации активов и обязательств хозяйствующей единицы

Количество процедур осуществления инвентаризации активов и обязательств хозяйствующей единицы, сроки ее проведения согласовываются и утверждаются руководителем экономического субъекта, а также отражаются в учетной политике хозяйствующей единицы. Однако, нормативными и правовыми документами, регламентирующих область бухгалтерского учета и аудита, также устанавливается периодичность проведения инвентаризации, например, инвентаризация денежных средств должна проводиться не реже одного раза в месяц, расчетов с дебиторами и кредиторами хозяйствующей единицы не менее двух раз в год и т.д.

Осуществление процедуры инвентаризации условно можно разделить на несколько этапов.

  • Этап 1 – создание специальной инвентаризационной комиссии. Формирование инвентаризационной комиссии сопровождается оформлением постановления, приказа руководителя. При этом на предприятии действует 2 комиссии: постоянно действующая и рабочая;
  • Этап 2 – сбор и обобщение последних приходных и расходных документов. Для корректного проведения инвентаризационных процедур комиссии необходимо ознакомиться со всеми приходными и расходными документами, оформленными на последнюю отчетную дату перед инвентаризацией;
  • Этап 3 – получение расписок от материально-ответственных лиц. Перед проведением инвентаризации инвентаризационная комиссия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу аудит учета материалов подробнее получает от материально-ответственных лиц расписку о том, что к началу процедур все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, все поступившие ценности и активы оприходованы, а выбывшие – списаны.
  • Этап 4 –проверка и документальное подтверждение наличия, соответствующего состояния активов и обязательств хозяйствующей единицы;
  • Этап 5 – сверка сведений, полученных в результате инвентаризации, с учетными данными бухгалтерского учета;
  • Этап 6 – обобщение и оформление результатов проведения инвентаризации активов и обязательств хозяйствующей единицы.
  • Этап 7 – непосредственное утверждение полученных результатов инвентаризации. Результаты инвентаризации утверждаются руководителем хозяйствующей единицы;
  • Этап 8 – отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете хозяйствующей единицы.

Порядок оформления результатов инвентаризации активов и обязательств

При окончании процедур инвентаризации в книге контроля за исполнением внутренних приказов и распоряжений формируется запись о дате завершения инвентаризации (план/факт) и ее результатах, т.е. фактически выявленных излишках и недостачах. Также инвентаризационной комиссией оформляется сводная ведомость инвентаризации, где указывается инвентаризационный номер актива и сумма расхождения. Комиссией должны быть установлены причины расхождения и отражены в соответствующем протоколе инвентаризации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис