Понятие годовой бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность представлена набором определенных форм отчетов, которые формируются, исходя из данных бухгалтерского учета. Каждая форма отчета содержит определенную информацию:
- Баланс предприятия отражает состояние активов и пассивов предприятия на отчетную дату.
- Отчет о финансовых результатах отражает результаты деятельности компании за отчетный год.
- Отчет о движении денежных средств отражает назначение движения всех денежных средств компании за отчетный год.
- Отчет об изменениях капитала отражает информацию о тех операциях, которые в отчетном году повлияли на изменения капитала.
- Отчет о целевом использовании полученных средств отражает информацию о том, насколько правильно были использованы предоставленные компании средства.
- Пояснительная записка раскрывает подробную информацию по данным из годовой отчетности компании.
Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности
-
Баланс.
В течение всего отчетного года, происходящие в организации хозяйственные события отражались на счетах бухгалтерского учета, тем самым образовывая обороты по дебету и кредиту таких счетов. В конце отчетного года формируется оборотно-сальдовая ведомость, и остатки по счетам представляют собой данные, которые должны быть отражены в балансе предприятия. Такие остатки распределяются по соответствующим строкам отчета и формируют актив (имущество организации) и пассив (источники имущества организации), которые должны быть равны в итоговой сумме.
-
Отчет о финансовых результатах.
В течение всего отчетного года, на счетах бухгалтерского учета 90 и 91 собирается информация о выручке предприятия, себестоимости реализации, прочих доходов и расходов, данные с этих счетов формируют прибыль или убыток на счете 99 и отражаются в соответствующих строках отчета о финансовых результатах. Конечным показателем в данной форме отчета является показатель чистой прибыли, которая увеличивает размер нераспределенной прибыли в балансе предприятия по сравнению с предыдущим отчетным годом.
-
Отчет о движении денежных средств.
Денежные средства предприятия обращаются как в наличной (в кассе организации), так и безналичной (на расчетных счетах организации) формах. В течение всего отчетного года, денежные средства компании поступают в виде:
- выручки от реализации товаров, работ, услуг;
- выручки от прочих видов деятельности;
- полученных займов и кредитов;
- и т.д.
Также денежные средства могут выбывать на:
- покупку материалов, сырья, товаров;
- оплату услуг сторонним компаниям;
- выплату заработной платы;
- и т.д.
Такие движения денежных средств группируются по их целевому назначению и отражаются в отчете в разрезе трех видов деятельности:
- текущая деятельность компании;
- инвестиционная деятельность компании;
- финансовая деятельность компании.
-
Отчет об изменения капитала.
В данную форму отчета попадает информация о тех хозяйственных операция, которые затронули учет по счетам учета капитала:
- уставный капитал компании;
- резервный капитал компании;
- добавочный капитал компании;
- и т.д.
Если в компании не было таких операций за отчетный год, то такая форма отчета не заполняется или подается «нулевой».
-
Отчет о целевом использовании полученных средств
Данную форму отчета заполняют только те компании, которые получили в отчетном году целевое финансирование. Такие организации включают в данный отчет информацию о фактическом использовании полученных средств.
-
Пояснительная записка.
Данная форма отчета предусматривает подробные разъяснения относительно информации в других формах отчетов. Так, в данном отчете может быть приведена информация о составе основных средств предприятия, или информация по дебиторской задолженности в разрезе каждого покупателя.