Понятие учетной политики государственных учреждений
Учетная политика - это локальный документ организации, регулирующий все процессы учета в организации.
Закон «О бухгалтерском учете» обязывает все организации, включая государственные учреждения формировать данный документ. Государственные учреждения являются бюджетными организациями, а потому состав учетной политики таких предприятий отличается от учетной политики коммерческих организаций.
Содержание организационного раздела учетной политики государственных учреждений
Исходя из требований законодательства, учетная политика учреждений государственного сектора должна в обязательном порядке содержать следующие элементы:
- Рабочий план счетов учета и утвержденная корреспонденция таких счетов при формировании операций в бухгалтерском учете.
- Способы оценки тех видов имущества и обязательств, которые присутствуют в деятельности государственного учреждения.
- Сроки, порядок и периодичность проведения инвентаризации объектов учета.
- Техника обработки входящих и исходящих документов.
- Порядок и сроки оборота документов между подразделениями государственного учреждения и внешними контрагентами.
- Формы первичных документов, которые не унифицированы и разработаны государственной организацией самостоятельно.
- Система организации внутреннего контроля учета объектов.
- Система организации внутреннего финансового контроля.
Данный перечень составляет организационную часть учетной политики государственного предприятия. Также, данный документ содержит методику бухгалтерского учета отдельных элементов в организации.
Особенности методического раздела учетной политики государственных учреждений
При формировании учетной политики в государственных организациях, существуют отличия по учету отдельных элементов.
При регламенте учета расчетов с подотчетными лицами, в государственной организации могут быть установлены предельные сроки выдачи денежных средств, а также условия выдачи путем перечисления.
Отдельное внимание уделяется учету бланков строгой отчетности, которые часто используют государственные организации. Так, исходя из регламента Инструкции № 157н – необходимо выбрать один из двух методов. Также, в учетной политике необходимо раскрыть характер объектов, которые считаются бланками строгой отчетности. В некоторых случаях, государственные предприятия получают от других государственных предприятий бланки строгой отчетности на безвозмездной основе. В таком случае, в учетной политике следует определить учет поступления таких бланков.
Основываясь на принципах бухгалтерского учета бюджетных организаций, в учетной политике необходимо детально определить состав объектов учета, которым возможно будут нужны запасные части (автотранспорт). Такие объекты в государственных организациях учитываются на забалансовых счетах. Согласно Инструкции № 157н, в учетной политике должны быть предусмотрены все возможные источники поступления запасных частей и направления их выбытия (использования). Также, в учетной политике государственной организации, необходимо предусмотреть учет автотранспорта, который может быть получен от других государственных предприятий на безвозмездной основе.
Отличие составляет и учет основных средств в государственном учреждении. Так, основные средства, стоимостью выше 3000 руб. должны быть оценены каким-либо методом оценки, исходя из Инструкции №157н.
Определяя учет кассовых операций в государственном учреждении, можно выбрать один из двух методов:
- Раздельный учет в кассовых книгах по денежным средствам и денежным документам.
- Единый учет по денежным средствам и денежным документам в одной кассовой книге, но с отдельными листами, где отражено движение кассовых документов.
В статье приведены основные отличия учетной политики государственных учреждений. На практике, существуют и другие отличия в зависимости от деятельности такой организации.