Понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – это совокупность долгов от покупателей, получаемых организацией в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Дебиторская задолженность – это то, что положено получить организации, но еще не получено, таким образом это имущественное право, и значит это объект гражданских прав.
Дебиторская задолженность является составляющей оборотного капитала, также как и запасы, денежные средства, НДС, расходы будущих периодов.
Основной операцией, в результате которой появляется дебиторская задолженность, является отгрузка товара, работ, услуг при условии отсрочки платежа, т.е. оплата за товар еще не получена.
Также дебиторская задолженность возникает при предоплате поставщикам, и еще не полученном товаре, при переплате налогов, при выдаче денежных средств в подотчет.
Если у организации нет дебиторской задолженности, это ведет к снижению оборачиваемости оборотных средств, финансовым потерям, ухудшению платежеспособности организации, и в конечном итоге – к банкротству.
В связи с этим, управление дебиторской задолженностью является важным элементом финансового менеджмента.
Составляющие процесса управления дебиторской задолженностью:
- Принятие решения о партнере еще до отгрузки товара с отсрочкой платежа;
- Контроль и работа с дебиторской задолженностью после ее образования, недопущение просрочки дебиторки.
Отсрочка платежа
Каким партнерам можно предоставлять отсрочку платежа при заключении договоров, а каким нет – главное управленческое решение организации.
Отсрочка платежа - это товарный кредит, и это не основной вид деятельности для простых организаций, в отличие от финансовых кредитных организаций.
-
Управление дебиторской задолженностью
Основными правилами, которыми руководствуются организации при управлении дебиторской задолженностью, являются:
- Новым контрагентам продукция отгружается на условиях предоплаты;
- Клиентам, с кем уже работали, но были нарушения сроков платежей, устанавливаются более жесткие условия, увеличиваются размеры авансовых платежей или сокращается время отсрочки;
- Недобросовестные клиенты переводятся на полную предоплату или расторгаются договоры;
- Клиентам, всегда исполняющим свои обязательства, можно пойти навстречу в условиях оплаты.
-
Отсрочка платежа
Нужно постоянно работать с дебиторской задолженностью, анализировать исполнение обязательств контрагентов.
После анализа для каждого клиента можно установить лимиты задолженности, при которых отсрочка платежа предоставляется.
Этапы анализа контрагентов на предмет предоставления отсрочки платежа:
- Определяется максимально допустимый размер дебиторской задолженности для самой организации. Он не должен превышать уровня кредиторской задолженности.
- Далее этот допустимый размер дебиторской задолженности распределяется между клиентами. Клиентов распределяют по надежности по сроку сотрудничества и по результатам анализа их отчетности.
Например так:
Для эффективного управления дебиторской задолженностью, чтобы ее отсутствие или превышение допустимых лимитов не причиняли финансовых проблем, следует найти «золотую середину» в соблюдении алгоритма управления «дебиторкой» и мотивации своих работников отдела продаж.