Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия

Все предметы / Финансы / Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия
Содержание статьи

Значение управления дебиторской задолженностью

Определение 1

Дебиторская задолженность – это обязательства, которые другие лица имеют перед данной организацией. Основная часть дебиторской задолженности – задолженность покупателей и заказчиков.

Цель управления дебиторской задолженности формулируется как определение баланса между двумя противоположно ориентированными целями:

  1. минимизация затрат по обслуживанию дебиторской задолженности (включая затраты на привлечение дополнительных финансовых ресурсов взамен замороженных в дебиторской задолженности),
  2. максимизация чистых денежных поступлений.

Как правило, наличие дебиторской задолженности у предприятия является следствием временного разрыва между поставкой товара (оказанием услуг, выполнением работ) и получением оплаты от покупателей (заказчиков, иных дебиторов). Для многих предприятий не представляется возможным полностью исключить дебиторскую задолженность в силу характера их финансово-хозяйственной деятельности. В то же время дебиторская задолженность оказывает негативное влияние: увеличивает продолжительность финансового цикла, снижает оборачиваемость оборотных средств, отвлекая средства из оборота. Особенно сильно негативное влияние проявляется в случае возникновения просрочки по задолженности.

Этапы управления дебиторской задолженностью

Методика управления дебиторской задолженностью может быть представлена в виде последовательности этапов.

Первым этапом является выработка кредитной политики организации. Решения принимаются на уровне руководства предприятия. Цель кредитной политики заключается в повышении эффективности инвестиций в дебиторскую задолженность. При определении задач следует сформулировать конкретные целевые показатели, в частности, повышение коэффициентов платежеспособности, увеличение прибыли и рентабельности.

Кредитная политика (политика управления дебиторской задолженностью) тесно связана с маркетинговой политикой и входит в состав политики управления оборотными активами. Кредитная политика дополняется такими документами, как:

  • типовые договора (касающиеся основной деятельности компании и включающие в себя пункты о предоставлении отсрочки или рассрочки),
  • методики и инструкции по оценке кредитоспособности контрагентов,
  • программа скидок, льгот и штрафов за совершаемые контрагентами действия (например, досрочное погашение задолженности или просрочка).

Готовые работы на аналогичную тему

После того, как кредитная политика сформирована, дальнейшее управление дебиторской задолженностью осуществляется в ее рамках.

На втором этапе производится анализ дебиторов. Информацию о клиенте нужно собирать до того, как ему предоставлен коммерческий кредит. Однако состояние компании может меняться со временем, поэтому периодически необходимо перепроверять даже тех клиентов, с которыми сотрудничество осуществляется на постоянной основе. Внимание менеджеров должно быть уделено оценке платежеспособности клиента, вероятности неисполнения (или невозможности исполнения) им обязательств. Если кредитоспособность вызывает сомнения, целесообразно ужесточить платежную дисциплину, уменьшить срок предоставления отсрочки и ее сумму.

Третий этап представляет собой расчет плана возникновения и погашения задолженности. Бухгалтерская служба должна тесно сотрудничать с аналитиками. Это позволит построить обоснованный план заключения новых договоров с предоставлением отсрочки, а также погашения задолженности (с указанием сроков платежей). В основе планирования лежат сведения за предшествующие периоды. Не осуществляя планирование и прогнозирование дебиторской задолженности, предприятие не сможет осуществлять планирование потребности в денежных средствах, рискует оказаться неспособным в срок исполнить свои обязательства.

Четвертый этап – это контроль за исполнением покупателями (заказчиками) обязательств. Для этого обязательно должен быть составлен график погашения задолженности, и в случае непоступления платежа в срок предприятие (ответственные лица) должны проводить работу с должником (начиная с исследования причин неисполнения обязательств в срок). Распространенными являются следующие причины:

  • технические. При проведении платежа могли быть допущены ошибки. В таком случае достаточно связаться с покупателем, чтобы он исправил данные (к примеру, направил уточнение в банк),
  • организационные. Может не быть достигнуто согласие по отдельным аспектам проведения оплаты, либо покупателю (заказчику) не переданы все необходимые документы. Такие проблемы решаются во взаимодействии организации-кредитора с покупателем,
  • должник не желает погашать задолженность, затягивает сроки. На этот случай должны быть предусмотрены меры принуждения – начиная с досудебных (переговоры, отсрочки) и до подготовки искового заявления в суд,
  • предприятие-должник не имеет возможности погасить задолженность (у него недостаточно средств). В таком случае применяются предусмотренные законодательством мероприятия, связанные с банкротством.

Дебиторская задолженность может анализироваться не только в разрезе конкретных дебиторов, но и обобщенно – для оценки эффективности управления ей. В частности, используются следующие показатели:

  • средний срок инкассации, определяемый как отношение средней величины дебиторской задолженности за период к среднедневному объему продаж в кредит,
  • удельный вес дебиторской задолженности в структуре оборотных активов,
  • коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, характеризующий скорость обращения финансовых потоков. Определяется как отношение выручки за период к средней сумме дебиторской задолженности,
  • доля просроченной дебиторской задолженности в общей ее сумме, средняя продолжительность просрочки.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис