Понятие нормальной дебиторской задолженности
Такой актив как дебиторская задолженность присутствует практически на каждом предприятии. Дебиторская задолженность, то есть сумма всех долгов предприятию на определенный период бывает разного характера. Как правило, наибольшая ее доля состоит из задолженности покупателей за отгруженный товар и поставщиков по внесенной предоплате.
Для эффективного функционирования предприятия, необходимо, чтобы дебиторская задолженность имела нормальный показатель. Нормальный показатель дебиторской задолженности характеризуется таким ее объемом, при котором, весомая часть активов не замораживается. То есть, когда дебиторская задолженность в структуре оборотных активов не превышает значительно более ликвидные активы – денежные средства.
Для того чтобы управлять дебиторской задолженностью, необходимо постоянно следить за ее показателем в разрезе каждого должника, но также существуют методы, при которых предприятие заручается определенными гарантиями своевременных платежей покупателей и поставок товаров от поставщиков.
Направления оптимизации дебиторской задолженности
Система управления предприятием должна учитывать динамику такого важного показателя деятельности как дебиторская задолженность. Ее величина сигнализирует не только об объемах реализации, денежные средства по которой поступят в будущем, но и возможных нарушениях сроков оплаты.
Для того чтобы показатель дебиторской задолженности не отклонялся от нормативного, необходимо использовать определенные инструменты. Рассмотрим их подробнее:
-
Договорное обеспечение обязательств
Для того чтобы обезопасить предприятие от риска неплатежей (несвоевременных платежей) от покупателей, в договорах поставки товаров (выполнения работ) указываются условия для начисления штрафов и пени. Например, в договоре может быть указано, что оплата за товар должна быть перечислена не позднее 20-ти календарных дней с момента отгрузки товара. За нарушение таких сроков предусмотрен штраф в размере 5% и пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки.
Данное действие будет стимулировать контрагентов предприятия вовремя погашать свои обязательства.
-
Страхование коммерческих рисков
Одним из инструментов оптимизации дебиторской задолженности – является страхование коммерческих рисков. На практике, страховые компании неохотно предоставляют услуги по страхованию от невозврата должников. Однако если страховая компания все-таки согласилась на данную страховку – значит контрагент предприятия подвергся тщательной проверке со стороны этой компании.
-
Поручительная гарантия отсрочки платежа в форме векселя имеет свои преимущества. Так, векселедержатель может реализовать вексель до наступления срока его погашения. Векселя могут быть простыми и переводными. В первом случае, вексель несложно реализовать, во втором случае – сделать это сложнее.
Методы воздействия на должников
Кроме указанных инструментов оптимизации дебиторской задолженности, можно использовать различные методы воздействия на должников предприятия. Все их можно условно разделить на четыре группы.
-
Юридические методы.
В данном случае имеется ввиду подача иска в суд на должника, досудебная переписка, поиск компромиссных решений (рассрочка, переуступка долга и т.д.)
-
Экономические методы.
В данном случае, применяются указанные в договорах штрафные санкции и пени к должнику по неисполненным обязательствам.
-
Психологические методы.
В данном случае применяются телефонные звонки, электронные письма с напоминанием о необходимости возврата задолженности.
-
Физические методы.
В данном случае применяются такие методы как арест имущества должника, или арест самого должника.
В каждой отдельной организации формируется своя система оптимизации дебиторской задолженности и методика работы с должниками. Важно, что бы эти методы были в рамках действующего законодательства.