Сущность и понятие косвенных затрат на производство
При калькулировании себестоимости выпускаемой предприятием продукции особое важное место занимает вопрос отнесения на себестоимость продукции или услуг косвенных затрат.
Как известно из практики действующих предприятий, любое косвенное распределение расходов приводит к неточностям в определении уровня себестоимости. В связи с этим при организации учета на предприятии нужно так организовать их аналитику и распределение, чтобы было можно минимизировать удельный вес этих затрат в общей сумме.
Нужно отметить, что при грамотном подходе к данному вопросу предприятие может получить существенную выгоду с точки зрения, как оперативного учета, так и налогообложения. И наоборот, игнорирование руководством компании вопросов внедрения эффективных систем по распределению косвенных затрат часто приводит к возникновению существенных диспропорций производственной программы, к дисбалансу структуры продаж и ценовой политики предприятия, а это несомненно влечет за собой ухудшение показателей финансовых результатов деятельности.
Прямые производственные затраты (заработная плата производственных рабочих, основные материалы и т.д.) относительно точно на основе первичных документов можно отнести к определенному виду выпущенной продукции (услуг, работ).
Косвенные затраты невозможно непосредственно и прямо отнести на единственный объект затрат. Примером косвенных затрат являются затраты на содержание управленческого аппарата и обслуживающего персонала, отопление, освещение, работа оборудования и машин, аренда помещений, текущий ремонт, водоснабжение и т.д. Данные расходы включают в затраты отдельных видов работ, услуг или продукции после расчета общей суммы затрат по окончании отчетного периода путем распределения согласно условиям, которые описаны в учетной политике организации.
Методики распределения косвенных затрат на производстве
Процесс распределения косвенных затрат на производстве обычно происходит в два этапа. Первый этап состоит в распределении косвенных расходов по месту их возникновения (по цехам, структурным подразделениям либо отделам). На втором этапе затраты перераспределяются по видам выпускаемой продукции. Очень важным моментом в процессе распределения является определение показателя (базы) распределения.
К примеру, для распределения зарплаты администрации предприятия в качестве распределительной базы можно применить численность работников, для распределения расходов на отопление и потребленной электроэнергии базой рекомендуется взять площадь помещения, для водоснабжения можно применить как площадь помещения, так и число работников, для распределения затрат по сбыту и маркетингу — прямые расходы. Важным моментом является то, что распределение косвенных расходов предприятия не должно требовать больших усилий и громоздких расчетов. Методика распределения косвенных расходов предприятия между видами выпускаемой продукции, услуг и работ должна быть закреплена в положении об учетной политике организации.
Отражение косвенных расходов в бухгалтерском учете
Для отражения сумм косвенных расходов на предприятиях используются синтетические счета:
- 25 «Общепроизводственные расходы»,
- 26 «Общехозяйственные расходы»,
- 44 «Расходы на продажу».
Базой распределения общепроизводственных расходов предприятия (закрепленной в учетной политике) рекомендуется применять: зарплату производственных рабочих, выпускающих конкретный вид продукции; стоимость сырья, для производства продукции данного вида или сумма прямых расходов.
Методику списания общехозяйственных расходов предприятие также устанавливает самостоятельно. Используют два метода списания этих расходов. В первом случае их относят на основное производство - распределяют по видам выпускаемой продукции. В результате по дебету синтетического счета 20 отражается производственная себестоимость продукции. Во втором случае предприятие может отнести всю сумму общехозяйственных расходов отчетного периода, на счет 90 (реализованная продукция). На счете 20 в этом варианте распределения отражается сокращенная себестоимость продукции.
Методика списания общехозяйственных расходов предприятия оказывает влияние на финансовый результат организации.