Бухгалтерская информация, как и вся бухгалтерская отчетность, должна быть качественной, ведь ею пользуются руководители и контролирующие органы, от ее качества зависит будущее всего предприятия. Качество бухгалтерской информации характеризуется следующими критериями:
- Понятность
- Нейтральность
- Надежность
- Значимость
- Своевременность
Понятность и нейтральность
Понятность бухгалтерской информации достигается ее доступностью к пониманию и принятию, не только квалифицированными сотрудниками отдела бухгалтерии, имеющими образование и опыт работы с бухгалтерскими документами, но и всеми пользователями информации, имеющими к ней доступ.
Качество нейтральности информации означает, что она должна быть представлена в таком виде, чтобы исключить предопределенность результатов при принятии управленческих, административных и прочих решений к действию на ее основании.
Надежность
Бухгалтерская информация будет считаться надежной, если она не будет содержать существенных ошибок или пристрастных оценок, и будет отражать факты хозяйственной деятельности достоверно. Данное качество обеспечивается ее:
- правдивым представлением, под которым понимается соответствие фактическим, реальным событиям имевшим место и результат, подтвержденный документами. Информация подтверждается при встречных проверках налоговыми органами у всех участвующих в сделке контрагентов . До налоговой инспекции бухгалтера выверяют сами остатки и факты событий при так называемых «выверках» со своими контрагентами
- преобладанием содержания над формой - события в бухгалтерской отчетности должны отражаться из их экономического содержания, а не только их юридической формы
- сопоставимостью, когда данные релевантны на основании разных документов и за различные периоды
Существенность бухгалтерской информации
Уместность, или более распространенная характеристика данного качества, значимость бухгалтерской информации выражается через ее существенности.
Бухгалтерская информация признается существенной, если значения показателей оказывают значительное влияние на принятие решений заинтересованными пользователями. Где не принимается во внимание преднамеренно или нет могло произойти искажение данных. Главным признается объем данных искажений, повлекший за собой ошибочные интерпретации, понимание, выводы и принятые решения квалифицированными пользователями.
Согласно действующему законодательству, организация сама определяет порог существенности и утверждает его в учетной политике. То есть предприятие может принять решение, что существенной будет признаваться сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее трех или пяти процентов, чаще на практике выбирают и устанавливают критерий в 5%. На эту цифру бухгалтера будут ориентироваться при переоценки основных средств, создании резерва под обесценение финансовых вложений и резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Еще одной из ключевых характеристик качественной бухгалтерской информации считается ее своевременность. Часто в рабочие будни возникают ситуации, когда необходимо срочно предоставить информацию до решения имеющихся вопросов по факту операции или хозяйственной деятельности. Выяснения данных спорных моментов может занять время, которого обычно нет в такие критические моменты. Предоставляя таким образом информацию людям ее запросившим, происходит снижение надежности, уместности и качества в целом, что может нанести неблагоприятную тень на всю работу отдела бухгалтерии.
Для реализации основного предназначения бухгалтерской информации и соответственно бухгалтерской отчетности, которая строится на основании первой, необходимо соблюдение баланса всех перечисленных качественных характеристик. При этом выгода от формирования отчетности должна превышать расходы на получение, анализ и обработку информации. Только в таком случае бухгалтерская информация может быть признана существенной, уместной, достоверной, значимой, целесообразной, одним словом, качественной.