Processing math: 100%MathJax/extensions/TeX/mediawiki-texvc.js
Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инвентаризация основных средств

Целью инвентаризации является выявление и сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета. ПБУ 6/01 дается понятие инвентарного номера. Инвентарный номер – это отдельный объект, комплекс предназначенный для выполнения определенных работ.

Инвентаризация в соответствии с действующим законодательством проводится ежегодно. Основанием служит приказ руководителя (Форма № ИНВ-22).

События перед проведением инвентаризации

  1. проверка инвентарных карточек, книг, описей, прочих регистров учета.
  2. проверка технических паспортов, технической документации;
  3. проверка правильности оформления или наличия документов на основные средства, которые сданы в аренду, или используются по договору аренды, находятся на хранении.

При проведении инвентаризации проводится осмотр объектов, в описи (Форма №ИНВ-1) вносятся информация о основном средстве (наименование, назначение, инвентарный номер, основные технические показатели). Если в ходе проведения инвентаризации были обнаружены средства не принятые к учету, или выявлены неправильные данные – комиссия вносит правильные сведения, неучтенное средство – принимается к учету. На средства не пригодные для эксплуатации и для восстановления составляется опись, с указанием срока ввода в эксплуатацию и причин непригодности.

Замечание 1

Под инвентаризацию попадают и средства находящиеся в аренде у сторонней организации, или находящиеся на ответственном хранении. Для них составляется отдельная опись.

На имущество в отношении которого выявлены отклонения составляются сличительные ведомости (Форма №ИНВ-18). В ведомости указываются расхождения показателей учетных данных и фактического наличия.

Отражение расхождений при инвентаризации

  • излишек – должен быть оприходован. Для этого будет использован счет 91.
  • недостача – относится на виновных лиц, или списывается на издержки. Для отражения такой операции будет использован счет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

Результат инвентаризации учитывается в отчетности месяца, когда инвентаризация была закончена, годовая инвентаризация – в годовом балансе.

<a href=Корреспонденция счетов при проведении инвентаризации">

Рисунок 1. Корреспонденция счетов при проведении инвентаризации

«Инвентаризация основных средств» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проведение инвентаризации происходит при:

  • смена материально ответственных лиц;
  • составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • реорганизация или ликвидация предприятия;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • в иных предусмотренных законодательством.

Инвентаризация основных средств – процедура, необходимая не только для поддержания сохранности имущества предприятия, но также для своевременного избавления от простаивающих, не задействованных в производственном процессе мощностей, влияющих на размер налога на имущество и уровень прибыли в компании.

Виды инвентарных описей

  • инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1)
  • инвентаризационная опись многолетних насаждений (форма № ИНВ-22 АПК)
  • инвентарная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы, пчелосемей (форма № ИНВ -20 АПК)
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Форма № ИНВ-18). При выявлении отклонений.
  • акт инвентаризации незаконченного ремонта основных средств (форма № ИНВ-10).

Все документы составляются в двух экземплярах, подписываются ответственными лицами. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй у материально-ответственного лица. По завершении инвентаризации составляется протокол. В котором указываются результаты, излишки или недостача, выявляются ответственные за это лица, и меры которые следует к ним применить. Протокол утверждается руководителем предприятия.

Пример проведения и оформления инвентаризации

При проведении инвентаризации основных средств на ООО «Ирида» была выявлена недостача объекта основных средств – мобильного телефона. Первоначальная стоимость – составляет 15000 руб., сумма начисленной амортизации 5000. Сумма принятого к вычету НДС 2700. За сохранность телефона отвечал финансовый директор Дорохов А.Ю. он пояснил, что телефон был утерян по его вине, согласился возместить стоимость телефона, по рыночной цене 17500 руб.

В учете ООО «Ирида» были сделаны следующие записи.

Дт 01(субсчет «Выбытие ОС» - Кт 01 «ОС в организации» - 15000 – списалась первоначальная стоимость телефона

Дт 02 – Кт 015000списание начисленной амортизации

Дт 94 – Кт 01 (субсчет «Выбытие ОС») – 10000 – списание остаточной стоимости

Дт 94 – Кт 681800 – восстановлена предъявленная к вычету сумма НДС, по остаточной стоимости телефона (1000018%)

Дт 73 – Кт 9411800 – сумма недостачи отнесена на виновное лицо

Дт 73 – Кт 982500 (17500150000) – отражена разница рыночной и остаточной стоимости

Дт 51 – Кт 7314300 – внесена сумма в погашение недостачи основного средства.

Дата написания статьи: 15.04.2016
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot
AI Assistant