
Целью инвентаризации является выявление и сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета. ПБУ 6/01 дается понятие инвентарного номера. Инвентарный номер – это отдельный объект, комплекс предназначенный для выполнения определенных работ.
Инвентаризация в соответствии с действующим законодательством проводится ежегодно. Основанием служит приказ руководителя (Форма № ИНВ-22).
События перед проведением инвентаризации
- проверка инвентарных карточек, книг, описей, прочих регистров учета.
- проверка технических паспортов, технической документации;
- проверка правильности оформления или наличия документов на основные средства, которые сданы в аренду, или используются по договору аренды, находятся на хранении.
При проведении инвентаризации проводится осмотр объектов, в описи (Форма №ИНВ-1) вносятся информация о основном средстве (наименование, назначение, инвентарный номер, основные технические показатели). Если в ходе проведения инвентаризации были обнаружены средства не принятые к учету, или выявлены неправильные данные – комиссия вносит правильные сведения, неучтенное средство – принимается к учету. На средства не пригодные для эксплуатации и для восстановления составляется опись, с указанием срока ввода в эксплуатацию и причин непригодности.
Под инвентаризацию попадают и средства находящиеся в аренде у сторонней организации, или находящиеся на ответственном хранении. Для них составляется отдельная опись.
На имущество в отношении которого выявлены отклонения составляются сличительные ведомости (Форма №ИНВ-18). В ведомости указываются расхождения показателей учетных данных и фактического наличия.
Отражение расхождений при инвентаризации
- излишек – должен быть оприходован. Для этого будет использован счет 91.
- недостача – относится на виновных лиц, или списывается на издержки. Для отражения такой операции будет использован счет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».
Результат инвентаризации учитывается в отчетности месяца, когда инвентаризация была закончена, годовая инвентаризация – в годовом балансе.
Корреспонденция счетов при проведении инвентаризации">
Рисунок 1. Корреспонденция счетов при проведении инвентаризации
Проведение инвентаризации происходит при:
- смена материально ответственных лиц;
- составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- реорганизация или ликвидация предприятия;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- в иных предусмотренных законодательством.
Инвентаризация основных средств – процедура, необходимая не только для поддержания сохранности имущества предприятия, но также для своевременного избавления от простаивающих, не задействованных в производственном процессе мощностей, влияющих на размер налога на имущество и уровень прибыли в компании.
Виды инвентарных описей
- инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1)
- инвентаризационная опись многолетних насаждений (форма № ИНВ-22 АПК)
- инвентарная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы, пчелосемей (форма № ИНВ -20 АПК)
- сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Форма № ИНВ-18). При выявлении отклонений.
- акт инвентаризации незаконченного ремонта основных средств (форма № ИНВ-10).
Все документы составляются в двух экземплярах, подписываются ответственными лицами. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй у материально-ответственного лица. По завершении инвентаризации составляется протокол. В котором указываются результаты, излишки или недостача, выявляются ответственные за это лица, и меры которые следует к ним применить. Протокол утверждается руководителем предприятия.
Пример проведения и оформления инвентаризации
При проведении инвентаризации основных средств на ООО «Ирида» была выявлена недостача объекта основных средств – мобильного телефона. Первоначальная стоимость – составляет 15000 руб., сумма начисленной амортизации 5000. Сумма принятого к вычету НДС 2700. За сохранность телефона отвечал финансовый директор Дорохов А.Ю. он пояснил, что телефон был утерян по его вине, согласился возместить стоимость телефона, по рыночной цене 17500 руб.
В учете ООО «Ирида» были сделаны следующие записи.
Дт 01(субсчет «Выбытие ОС» - Кт 01 «ОС в организации» - 15000 – списалась первоначальная стоимость телефона
Дт 02 – Кт 01 – 5000 – списание начисленной амортизации
Дт 94 – Кт 01 (субсчет «Выбытие ОС») – 10000 – списание остаточной стоимости
Дт 94 – Кт 68 – 1800 – восстановлена предъявленная к вычету сумма НДС, по остаточной стоимости телефона (10000⋅18%)
Дт 73 – Кт 94 – 11800 – сумма недостачи отнесена на виновное лицо
Дт 73 – Кт 98 – 2500 (17500–150000) – отражена разница рыночной и остаточной стоимости
Дт 51 – Кт 73 – 14300 – внесена сумма в погашение недостачи основного средства.
