Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Документальное оформление движения готовой продукции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Финансовый учет / Документальное оформление движения готовой продукции
Документальное оформление движения готовой продукции

Выпуск продукции из производства, ее оприходование на склад, списание в реализацию, использование на нужды внутри предприятия оформляется соответствующими документами.

Учет готовой продукции на складах

Выпуск готовой продукции из производства, оприходование на складах оформляется спецификациями, приемными актами. Количественный осуществляется в карточках аналогично учету материалов.

При использовании вычислительной техники возможно ведение учета бескарточным методом. При этом ежедневно составляются оборотные ведомости по учету выпуска из производства готовой продукции по складам и местам хранения. При автоматизации работы склада используют, оперативные распечатки остатков и движения готовой продукции по каждому ее наименованию и виду.

Документальное оформление отгрузки (отпуска) продукции со склада

Отпуск готовой продукции покупателю производится по накладной на отпуск материалов (форма №М-$15$) при предъявлении доверенности (форма №М-$2$).

При отгрузке железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным транспортом выписываются товарно-транспортные документы:

  • железнодорожная накладная;
  • накладная на перевозку груза в универсальном контейнере;
  • товарно-транспортная накладная.

Такие документы подписываются представителем транспортной организации, подтверждают передачу ценностей, являются основанием для списания ценностей с баланса.

Оперативный учет отгрузок ведется в отделе сбыта в специальных журналах, или в ежедневно составляемых отчетах по отгрузке продукции.

Документальное оформление расчетов с плательщиком

Бухгалтер поставщика, основываясь на документах отгрузки, составляет расчетные документы, которые подлежат предъявлению для оплаты товаров. Если предусматривается оплата - до отгрузки, то расчетные документы выписываются на основании договора. Чаще всего расчеты с покупателями производятся в безналичной форме, расчетный документ - счет (форма №$868$).

Счет содержит обязательные реквизиты:

  • дата и номер счета;
  • наименование и адрес поставщика;
  • реквизиты банка поставщика;
  • наименование и адрес грузоотправителя;
  • реквизиты грузополучателя и плательщика;
  • реквизиты банковских документов (если имеется);
  • реквизиты договора;
  • банковские реквизиты плательщика;
  • сумма счета, с учетом НДС или без него (данной сумме равна дебиторской задолженности за покупателем);
  • сумма НДС;
  • сведения об отгрузке груза, (транспортная накладная, квитанция об отправке);
  • условия оплаты;
  • описание товара, арифметический расчет суммы, к оплате.
Замечание 1

Счет заверяется подписью руководителя, главного бухгалтера, печатью. Этот документ является основанием начисления дебиторской задолженности покупателю.

Прочие документы, при оформлении реализации

Расчеты с покупателем осуществляются чаще всего в безналичной форме. При безналичных расчетах оформляются банковские расчетные документы - платежное требование-поручение. Таким документом поставщик:

  • дает команду своему банку получить от покупателя платежи;
  • требует от покупателя оплатить поставленную по договору продукцию.

К платежному требованию прилагает счет и отгрузочные документы.

Передача товаров сопровождается выпиской, передачей технических документов (паспортов, спецификации, чертежей, инструкций и пр.). Получатель получает сертификат качестве товара, опись, комплектовочную ведомость. Для учета НДС в бухгалтерии поставщика выписывается счет-фактура и передается покупателю.

Возникновение претензий, влечет поступление к продавцу претензионного акта, постановления суда и других документов. Если поставщик признает суммы претензии, или в случае присуждения сумм ко взысканию, эти документы становятся основанием уменьшения задолженности, возврата уплаченных ранее сумм, начисления штрафов и т.п.

При товарообменных операциях оформляются бухгалтерские справки о стоимости реализованных ценностей.

Сводные регистры аналитического учета

Типовой регистр аналитического учета при журнально-ордерной форме учета - Ведомость №$16$ учета реализации продукции. Ведомость имеет два раздела:

  1. Движение готовых изделий в суммарном выражении;
  2. Отгрузка, отпуск и реализация продукции.

Первый раздел ведомости обобщает данные остатков продукции на начало месяца, поступление из производства, поступление как возврат, прочие поступления (в учетных и отпускных ценам). Приводятся аналитические данные возврата изделий, их расход.

Второй раздел содержит даты и номера платежных требований-поручений, поставщика, количество продукции, суммы, предъявляемые по счетам, отметка об оплате.

Счета-фактуры

Для контроля и учета сумм НДС, включенных в продажную стоимость продукции, организации-плательщики НДС составляют и ведут по установленным формам:

  • счета-фактуры;
  • журнал учета выдаваемых покупателям счетов-фактур;
  • книгу продаж;
  • книгу покупок.

На каждую отгрузку товара составляется счет-фактура и регистрируется в книге продаж. Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Не составляются по операциям с ценными бумагами.

Счет-фактура содержит такие реквизиты как:

  • порядковый номер;
  • наименование и реквизиты поставщика;
  • наименование и реквизиты получателя;
  • наименование товара;
  • стоимость товара;
  • сумма НДС;
  • дата предоставления счета-фактуры.
Замечание 2

Если товары не облагаются НДС, в счете-фактуре сума налога не указывается, делается надпись «Без НДС». При предоплате счет-фактура составляется на сумму аванса.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, предоставляется покупателю не позднее $10$ дней с даты отгрузки.

При направлении счетов-фактур почтой, датой представления считается дата сдачи документа на почту.

Счет-фактура хранится у покупателя, входит в состав учетной документации, дает право на зачет (возмещение) суммы уплаченного НДС. Второй экземпляр остается у поставщика для отражения в журнале учета выдаваемых счетов-фактур. На основании счет-фактуры начисляется задолженность в бюджет суммы НДС по реализованным товарам.

Книга продаж

Ведется поставщиком для регистрации выдаваемых счетов-фактур, сумм НДС. Учет производится в хронологическом порядке по мере реализации в том отчетном периоде, в котором признается реализация товаров для целей налогообложения, но не позднее установленного срока.

Допускается ведение книги продаж с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, книга продаж распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Книга покупок

Покупатели ведут журнал учета получаемых счетов-фактур от поставщиков и книгу покупок. Она предназначена для регистрации предоставляемых поставщиками счетов-фактур, для определения суммы НДС, подлежащей зачету (возмещению) из бюджета. Счета-фактуры, регистрируются в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования товаров.