Достоверность бухгалтерской информации и всей последующей бухгалтерской отчетности, которая формируется на ее основании, - один из основных критериев характеризующих оную.
Достоверность и ее сущность
В аудиторских стандартах дается определение достоверности бухгалтерской отчетности.
Та степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.
Достоверной считается информация в бухгалтерском учете собранная, сформированная и составленная, согласно нормативным актам системы законодательного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Достоверность данных бухгалтерского учета может быть достигнута в случае подтверждения правильно оформленными документами всех хозяйственных операцией, корректно проведенных инвентаризациях и оценках обязательств и активов компании. Документирование означает, что все операции должны подтверждаться первичными документами, как признак следования принципу регистрации. Если же обнаруживается факт несоответствия документов фактическим событиям, то достоверность информации ставится под сомнение.
Достоверность согласно инвентаризации
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета предприятия проводят инвентаризацию активов и обязательств, в результате которой подтверждаются состояние, наличие и оценка объектов проверки.
Инвентариза́ция — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
Инвентаризации обычно проводятся на предприятиях перед закрытиями финансовых периодов, квартала или года, а также перед выбытием, продажей или изменением локации объектов учета. Инвентаризировать можно как остатки материалов на складах, так и задолженности с контрагентами, последнее еще называется выверкой «остатков». Бухгалтера, ответственные за такие участки учета, как расчеты с покупателями и расчеты с поставщиками, обычно бывают дополнительно заняты выверкой в начале года, следующего за отчетным.
Когда по РСБУ у бухгалтерии есть 3 месяца, до конца марта текущего года, чтобы подготовить и сдать отчетность за предыдущий год. В зависимости от количества поставщиков или покупателей и определяется загруженность работников бухгалтерии, ведь необходимо составить, распечатать и подписать акты со своими остатками, и отправить данный документ каждому контрагенту; иногда таких писем может быть несколько сотен.
Достоверность согласно стоимости
Также говоря о достоверности бухгалтерской информации не следует забывать о стоимостной оценке активов и обязательств, которые формируются из реальных затрат, выраженных в денежном измерении. Как уже сказано выше, что все операции в бухгалтерском учете отражаются на основании первичных документов, которые в свою очередь должны быть корректно заполнены, оформлены, подписаны, приняты иногда уже обеими сторонами хозяйственной операции.
Но следует обращать внимание и на содержание документа. У бухгалтера, при получении документа на оприходование объекта основных средств, ценой, скажем, отличающейся от рыночной на аналогичный объект, в несколько раз, должен возникнуть вопрос, правомерен ли данный документ, даже если подписан и продавцом и покупателем. Следует поставить в известность главного бухгалтера о таком несоответствии, и далее решение о принятии или исправлении остается за руководителем бухгалтерской службы, потому что главный бухгалтер несет уголовную ответственность за свою трудовую деятельность.
Достоверная информация в бухгалтерском учете через стоимостную оценку, например, внеоборотных активов, может быть обеспечена переоценкой данных элементов актива бухгалтерского баланса, где на практике предприятия реализуют переоценки основных средств и нематериальных активов по правилам, строго регламентированным в российских национальных стандартах бухгалтерского учета.