В процессе ведения деятельности многие бюджетные организации сталкиваются с тем, что непорядочные контрагенты вовремя или вообще не выполняют свои обязательства по договору. В результате этого возникает дебиторская задолженность, которая отражается в бухгалтерском учете.
Активами бюджетного учреждения в виде дебиторской задолженности могут быть расчеты с заказчиками, покупателями и с различными контрагентами (расчеты с подотчетными лицами по возмещению убытков, расчеты в порядке плановых платежей, а также расчеты с государственными целевыми фондами).
Стоит отметить, что дебиторская задолженность перед бюджетным учреждением признается активом, если есть вероятность удовлетворения потребностей данного учреждения и получения ним экономических выгод для достижения поставленных целей.
В отличие от хозяйственных расчетных предприятий, для бюджетного учреждения даже возникновение дебиторской задолженности является не очень приятным последствием. Поэтому нужно уделить особое внимание тому, какие последствия может иметь задолженность дебитора в отчетности бюджетного учреждения. Помимо этого следует учесть, когда задолженность становится просроченной и переходит в категорию безнадежной.
Причины возникновения и последствия задолженности дебитора бюджетного учреждения
Основная причина возникновения дебиторской задолженности – это осуществление предварительной оплаты товаров, услуг и работ.
В соответствии с действующим законодательством, руководители бюджетных учреждений принимают решение об оплате услуг и товаров, и дают поручение на проведение платежной операции только после получения данных товарно-материальных ценностей. В отношении бюджетных учреждений существует не только перечень услуг, товаров и работ, для которых разрешается предоплата, но и срок, в течение которого необходимо погасить данную дебиторскую задолженность.
Если же дебиторская задолженность не погашается в установленные законодательством сроки, это считается бюджетным правонарушением.
За такое нарушение применяются следующие меры наказания, предусмотренные действующим законодательством:
- предупреждение о недобросовестном выполнении обязательств перед бюджетным законодательством с последующим требованием устранения данного нарушения (на устранения бюджетного правонарушения отводится 30 календарных дней);
- приостановление проведения каких-либо операций с бюджетными учреждениями;
- приостановление всех бюджетных ассигнований, которые предусматривают прекращение полномочий, взятых перед бюджетными учреждениями (прекращение полномочий производятся на соответствующую сумму на срок от 1 до 3 месяцев в пределах бюджетного текущего периода).
Дебиторская задолженность возникает по расчетам с бюджетными учреждениями, арендаторами, студентами, а также с подотчетными лицами по возмещению нанесенных потерь, расчетам за причиненный ущерб и хищение материальных ценностей и денежных средств.
Просроченная дебиторская задолженность перед бюджетными учреждениями
Просроченная дебиторская задолженность – это долг, который возникает на 30-ый день по истечению срока обязательного платежа. Условия погашения определяются требованиями заключенного договора или выпиской счета на оплату в том случае, если дата платежа не определена (дебиторская задолженность по просроченному сроку).
Как сказано выше, срок погашения задолженности дебитора, который определен договором о приобретении товаров, не может выходить за временные рамки. Просроченной задолженность дебитора становится на 30-ый календарный день по истечении срока обязательного платежа.
В бюджетной отчетности уделяется особое внимание просроченной задолженности дебитора. Суммы просроченной дебиторки могут фигурировать в следующих документах:
- Отчет по задолженности бюджетных средств, в котором из общей суммы дебиторской задолженности, что возникает на дату составления данной отчетности, уточняется задолженность дебитора с истекшим сроком.
- Справка о возможных причинах возникновения дебиторской задолженности общего фонда, а также о тех мерах, которые приняты для ее взыскания. В данном документе приводится детальная информация о причинах возникновения просроченной задолженности дебитора и о мерах взыскания долга с него.
- Справка о задолженности дебитора по расходам. В ней указаны суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком давности.
- Пояснительная записка. В ней приведена подробная динамика дебиторской задолженности (в том числе и просроченной). Также в пояснительной записке указываются причины возникновения просроченной задолженности.
Решение о применении вышеперечисленных мер может быть реализовано по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей средств только органами Казначейства.
Просроченная задолженность дебитора по истечении срока исковой давности переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой уже истек.
Условия определения безнадежной дебиторской задолженности
В соответствии с действующим законодательством, к безнадежной дебиторской задолженности можно отнести:
текущую задолженность дебитора, относительно которой существует уверенность о ее непогашении; дебиторская задолженность, у которой истек срок исковой давности.
Рисунок 1. Безнадежная дебиторская задолженность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поскольку ни в одном разъяснении не указано, что следует подразумевать под «текущей задолженностью дебитора, относительно которой существует уверенность о ее непогашении», скорее всего, речь идет о ликвидации должника или прекращении его предпринимательской деятельности.
Если трактовать определение «безнадежная дебиторская задолженность» буквально, то можно предположить, что стоит подождать, пока истечет срок давности и после этого списывать дебиторскую задолженность. Однако это не совсем так. Органы Казначейства и Госфининспекции дали более конкретное определение данному термину.
Казначейство настаивает, что кредитор должен принимать меры по возврату задолженности до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности.
Поэтому просроченная задолженность дебитора попадает под определение безнадежной в случае, когда просроченный долг отражается в отчетности распорядителей бюджетных средств, по субъектам хозяйствования (которые ликвидированы без правопреемников).
Госфининспекция обращает внимание на то, что в государственных предприятиях и бюджетных учреждениях должен утверждаться внутренний порядок ведения претензионной и исковой работы.
Если инспекцией установлены случаи непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности, и как следствие просрочка ее взыскания, такие факты расцениваются как нанесение убытков хозяйствующему субъекту.
Списание безнадежных долгов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Списание безнадежных долгов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ