Сущность и назначение тактического планирования
Основной задачей стратегического планирования выступает изыскание возможностей развития организации, в то время как тактическое планирование призвано создавать предпосылки, позволяющие осуществить реализацию найденных возможностей.
Тактическое планирование сосредоточено на принятии решений о порядке распределения ресурсов организации, позволяющих достигать стратегические цели с минимальными затратами.
Таким образом, стратегическое планирование можно рассматривать как планирование, направленное на выработку целей деятельности организации, а тактическое – как планирование, ориентированное на выработку средств достижения стратегических целей.
Тактический план – это сформированный в результате тактического планирования план социального и экономического развития организации, реализуемый в виде комплексной, развернутой программы хозяйственного, производственного и социального направлений деятельности на определенный период времени.
Основу тактического планирования составляет глубокий технико-экономический анализ, результаты которого позволяют получить оценку достигнутого уровня развития и выявленных внутрипроизводственных резервов для наиболее полного использования имеющихся в наличии ресурсов.
Тактические планы служат основой для:
- во-первых, установления связей между отдельными структурными подразделениями организации;
- во-вторых, достижения научно-обоснованных пропорций в производстве;
- в-третьих, разработки бюджетов (смет) в отношении основных видов деятельности, осуществления контроля их выполнения.
Период времени, охватываемый тактическим планированием, может носить среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (1-3 года) характер. Как правило, направленность тактического плана предусматривает решение отдельной самостоятельной проблемы.
В подсистему тактического планирования включается также оперативное планирование, которое является завершающим этапом в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности организаций. Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактического планирования в целях обеспечения ежедневной ритмичной и бесперебойной работы организации и ее отдельных подразделений.
Разработка оперативных планов осуществляется, как правило, по отдельным направлениям тактических планов (маркетинговому, производственному и так далее).
Тактические аспекты бизнес-планирования
В общем виде процесс планирования можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:
- этап оценки организацией своей внешней и внутренней среды и выработке стратегических целей развития;
- этап оценки и анализа стратегических альтернативных вариантов развития организации;
- этап выбора стратегии развития;
- этап осуществления стратегического планирования;
- этап разработки тактических планов;
- этап оперативного планирования;
- этап проверки достигнутых результатов, оценки их соответствия поставленным при планировании задачам, выполнения корректировок.
Сочетание стратегического и тактического развития организации осуществляется посредством разработки среднесрочных планов, в состав которых входит бизнес-план, составляющий фундамент внутриорганизационного планирования. После выбора сферы и отрасли деятельности, а также выделения конкурентных преимуществ, на основе которых будет строиться эта деятельность, необходимо конкретизировать ее параметры посредством составления бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой документ, определяющий стратегию развития бизнеса и тактические возможности реализации этой стратегии.
Задача бизнес-плана заключается в отображении взаимосвязи возможностей хозяйствующего субъекта и производственно-реализационных потребностей в отношении определенных товаров или услуг. Бизнес-планом должны определяться стратегические и тактические действия в отношении производства и реализации, правовых и организационных аспектов деятельности, финансового управления и учетно-контрольных функций.
Бизнес-план должен отвечать на следующие основные вопросы:
- во-первых, о целях и задачах бизнеса;
- во-вторых, о стратегиях, используемых для достижения поставленных целей и задач;
- в-третьих, о тактических средствах воплощения стратегий.
Бизнес-план конкретизирует все стороны осуществления бизнеса, представляет анализ основных проблем, с которыми он сталкивается, предлагает варианты разрешения существующих или потенциальных проблем.
На практике каждый раздел бизнес-плана, за редким исключением (история бизнеса, описание продукта и прочее), содержит характеристику тактических задач и действий, необходимых для их выполнения.
Так, раздел бизнес-плана «Производственный план» содержит описание основных компонентов производственной программы. Содержание этого раздела бизнес-плана с точки зрения тактики должно представлять информацию в разрезе следующих вопросов:
- применяемые производственные методы и технологии;
- характеристика структуры процесса производства;
- описание необходимых сырья и материалов;
- наличие критических факторов производства и их характеристика;
- изложение предполагаемой структуры производственных расходов;
- объем производственных мощностей, используемых в организации;
- описание возможных непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть при осуществлении производственного процесса;
- средства осуществления контроля качества;
- характеристика оборудования;
- описание места нахождения производства;
- оценка потребности в рабочей силе.
Раздел бизнес-плана «Маркетинговый план» должен содержать следующую тактическую информацию:
- данные о прогнозируемом объеме продаж;
- характеристика каналов сбыта;
- описание организации сбытовой работы;
- увязка маркетингового плана с планом производства;
- характеристика правовой базы процесса продажи;
- описание маркетинговых мероприятий и так далее.