Понятие бизнес-планирования
При различных формах предпринимательства – производственной, коммерческой, финансовой, страховой, посреднической, консалтинговой, инжиниринговой – существуют основные положения, которые нашли практическое применение во всех сферах бизнеса и с различными структурами управления и организационно-правовыми формами. Данные положения необходимы для своевременной, всесторонней и тщательной подготовки к преодолению возможных трудностей, возникающих в предпринимательской деятельности.
Методология бизнес-планирования – это современная научная методика формирования внутрифирменных стратегических планов деятельности любого предприятия. Ее осуществление должно быть регулярным и постоянным.
В современных рыночных условиях бизнес-план является важным инструментом не только действующих компании, но и создаваемых. С помощью бизнес-плана можно получать необходимые инвестиции, разрабатывать реальные планы на отдаленную перспективу, составлять схемы фактических, прогнозных, количественных оценок финансовых, экономических и других показателей.
Основными причинами разработки бизнес-плана являются:
- Убеждение сторонних инвесторов в экономической эффективности вложения средств в данный проект;
- Помощь в реализации в полном объеме сформулированной миссии компании.
Бизнес-план является типовым проектным решением на достаточно отдаленные перспективы, которое содержит обоснованную оценку возможных на данном рыночном сегменте конечных экономических, финансовых и других результатов деятельности фирмы.
Бизнес-план – это постоянно действующий руководящий документ. Поэтому он должен периодически обновляться, изменяться в соответствии с переменами, которые происходят внутри компании, на целевых рынках, в национальной и мировой экономике.
Цели и функции бизнес-планирования
Главной целью бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на различные временные периоды согласно рыночным потребностям и возможностям получения требуемых ресурсов.
Современное бизнес-планирование выполняет следующие функции:
- Внешние: позволяет получать инвестиционные и кредитные ресурсы, привлекать к сотрудничеству;
- Внутренние: осуществляет текущее планирование и планирование на перспективу.
К задачам бизнес-планирования относятся:
- Определение конкретных направлений деятельности компании, ее места на целевом рынке;
- Формулирование долгосрочных и краткосрочных целей компании, а также мероприятий по их достижению;
- Определение состава и вычисление показателей продукции, предлагаемой компанией;
- Определение предполагаемых затрат на производство продукции;
- Составление прогноза системы показателей хозяйственной деятельности фирмы для расчета и оценки конечных результатов;
- Изучение финансового положения компании и соответствия имеющихся материальных и финансовых ресурсов возможностям достижения целей;
- Определение всех трудностей, которые могут возникнуть в процессе реализации плана;
- Бизнес-план позволяет контролировать и регулировать производственный процесс, процесс расходования финансовых ресурсов и получения дохода;
- Бизнес-план выступает инструментом обучения.
Различные методики составления бизнес-плана
Существует несколько методик составления бизнес-плана, основными из которых являются:
Методика UNIDO. ЮНИДО – это организация, занимающаяся промышленным развитием при ООН. В середине 1970-х годов UNIDO разработала методику для оценки инвестиционных проектов. Цель данной методики состояла в предоставлении развивающимся государствам инструмента повышения качества различных инвестиционных предложений, улучшения стандартизации промышленных исследований, часто являющихся плохо подготовленными и не полными. Первая публикация методики приходится на 1978 год. В этом же году она стала общепринятым международным стандартом. Разработчики методики UNIDO – В. Беренс и П. Хавранек.
Согласно данной методике проект должен быть представлен в виде отдельных фаз разработки:
- Прединвестиционной фазы;
- Инвестиционной;
- Эксплуатационной.
Методика KPMG. KPMG – это международная сеть организаций, предлагающих услуги в области консультаций и аудита. Составленный по такой методике бизнес-план ориентирован больше на менеджмент компании, чем на потенциальных инвесторов. В данном случае структура бизнес-плана более разработана и информативна для руководства фирмы и ее сотрудников.
Методика ЕБРР. Организация ЕБРР – это один из крупнейших инвесторов Европы и центрально-азиатского региона. Организация занимается привлечением множества иностранных инвестиций, также использует и собственные средства. С помощью инвестиций поддерживаются и развиваются уже функционирующие предприятия, а также создаются новые компании и производства. В бизнес-плане по методике ЕБРР больше всего уделяется внимание финансовому разделу, а именно, учитываются кредитные средства, проводится SWOT-анализ.
Методика BFM Group. BFM Group – это консалтинговая компания, разработавшая методику бизнес-планирования, отражающую все необходимые разделы. Данная организация занимается инвестиционным консалтингом и бизнес-планированием, проведением оценки инвестиционной привлекательности компаний и оказанием различных юридических услуг. По методике BFM Group общая структура бизнес-плана состоит из:
- Титульного листа бизнес-плана;
- Меморандума о конфиденциальности;
- Краткого резюме бизнес-плана;
- Общих положений, которые включают сведения о предприятии, информацию о предлагаемом проекте;
- Маркетингового плана, состоящего из описания отраслевой среды бизнеса, характеристики продуктов, анализа рынков сбыта, анализа конкуренции и конкурентных преимуществ, способов организации внешнеэкономической деятельности фирмы, стратегии плана маркетинга, плана продаж, расходов на маркетинг;
- Организационного плана;
- Инвестиционного плана;
- Производственного плана;
- Финансового плана;
- Оценки рисков;
- Приложений.