Общее содержание бизнес-плана
Бизнес-план является документом, которые предоставляет развернутое обоснование проекта и возможность объективно и со всех сторон оценить перспективную эффективность планируемого проекта или мероприятий. В бизнес-плане обязательно должно указываться каким образом продукция или услуга найдет своего потребителя, актуальность текущего рынка, на котором планируется запуск проекта и его перспективное развитие. В бизнес-плане оцениваются затраты, которые необходимы для изготовления и сбыта продукции. Обязательным элементом бизнес-плана является определение прибыльности будущего производства. Одной из целей бизнес-плана становится определение эффективности и привлекательности проекта для инвестирования, а также в широком масштабе для местного, регионального и государственного бюджета.
Ключевыми функциями бизнес-плана становятся те инструменты, благодаря которым инвестор и/или предприниматель сможет оценить реальные результаты деятельности в конкретные периоды. Он также может быть использован для выработки стратегической концепции перспективной деятельности бизнеса и выступать инструментом для привлечения новых инвестиций.
В бизнес-плане должны отражаться абсолютно все стороны производственной и коммерческой деятельности бизнеса, его финансовые результаты, поскольку только данная совокупность позволит объективно оценить и с максимальной долей уверенности гарантировать перспективу успешности воплощения и результатов проекта.
Стандартный бизнес-план включает в себя:
- Обзорный раздел.
- Описание предприятий.
- Описание продукции и/или услуги.
- Анализ рынка и маркетинговую стратегию.
- Производственный план, содержащий: 5.1 Основной производственный план; 5.2 План выпускаемой продукции; 5.3 План производства и реализации продукции (товара и/или услуги); 5.4 План развития производства.
- График выполнения работ.
- Управление и организация.
- Финансовый план.
- Оценка рисков.
- Приложения.
Бизнес-план кафе
Содержание бизнес-плана кафе может выглядеть следующим образом:
-
Технико-экономическое обоснование
- Обоснование необходимости строительства предприятия общественного питания
- Обоснование выбора места строительства проектируемого предприятия
- Обоснование технической возможности строительства проектируемого предприятия
- Обоснование выбора типа проектируемого предприятия и метода обслуживания
- Определение источников финансирования проекта, продовольственного снабжения сырьем, полуфабрикатами и товарами, реализуемыми без переработки
-
Организация предприятия
- Обоснование режима работы предприятия
- Разработка меню и т.д.
В общественном питании, к которому относятся рестораны, кафе, бары, бистро и прочие направления приоритетной задачей является предоставление торговых услуг населения, выраженное в форме общественноорганизованного общественного питания. Как и в любой сфере деятельности, перед предприятиями общественного питания, стоит задача повышения объема продаж, увеличение объема товарооборота, и приоритетно, оборота продукции собственного производства, оказываю при этом услуги сервиса и обслуживания на высоком уровне, чтобы предприятие могло быть конкурентоспособным на рынке услуг общественного питания.
Грамотно составленный бизнес-план открывает широкую перспективу, которая позволит при реализации проекта эффективно использовать возможности распределения ресурсов, адаптироваться к внешней среде, использовать потенциал своих сотрудников, привлекать новых специалистов и быть конкурентно значимой на рынке товаров и услуг.
По оценкам Российской газеты за $2014-2015$ закрылось порядка $30\%$ заведений на ресторанном рынке России. На фоне кризиса в стране потребитель стал экономить свои средства и посещаемость заведений упала. Проще говоря, люди стали есть дома. «Потребители будут продолжать сокращать свои расходы из-за ослабления рубля и станут предъявлять более высокие требования к ресторанному сервису. В результате в этом году обострится конкуренция на рынке, и только те операторы и сети, которые действительно отвечают ожиданиям потребителя, смогут сохранить или даже увеличить свою долю в посещениях. А менее привлекательные для потребителя форматы потеряют долю или даже будут вынуждены закрываться» (Мария Бертош, ведущий эксперт рынка общественного питания NPD Group). Помимо роста цен импортных товаров, на рестораны в значительной мере влияет и падение спроса. "По различным оценкам, от $10$ до $40\%$ несетевых заведений могут быть закрыты в течение года или значительно изменить формат". Следовательно, на первых этапах составления бизнес-плана кафе необходимо начать с максимально важного аспекта определения сегмента рынка, поскольку кафе может представлять из себя заведение элитного типа, кафе для среднего (и самого массового) класса, вечернее кафе с живой музыкой, кафебар, кафебистро и т.д. Соответственно, необходимо определить целевую аудиторию для будущего проекта.
Вторым, но при этом, наверное, наиболее важным аспектом становится локация, то есть месторасположение заведения. Огромное значение количество посетителей будет иметь наличие удобных транспортных подъездов, наличие/отсутствие парковки перед заведением, соседство с оживленными магистралями (которое может оказать как благоприятное, так и негативное воздействие, в зависимости от выбранной концепции кафе).
Третьим, максимально важным фактором, который в перспективе окажет сильнейшие воздействие на посещаемость и прибыльность кафе, и как следствие на окупаемость вложенных в проект инвестиций, становится выбор кухни, ведь кафе это, в первую очередь, реализация продукции собственного производства, соответственно основная услуга.
Помещение для проекта может быть куплено в собственность или арендовано. Данный фактор также необходимо учитывать при составлении бизнесплана кафе. При этом, необходимо учитывать, что существуют определенные законодательные требования в количеству посадочных мест и лицензированию услуг общественного питания. Также следует помнить, что в зависимости от площади торгового зала форма налогообложения может быть различной. В соответствии с СанПин 2.3.6.1079-01 кафе (и прочие предприятия общественного питания) могут располагаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном здании и т.д. (см. СанПин 2.3.6.1079-01). При проектировании кафе следует продумать его название и интерьер, которые становятся общей концепцией заведения. Потребитель на рынке общественного питания в современное время это достаточно "избалованная" публика, и концепция кафе, которая не будет обладать определенной "изюминкой", может просто не привлечь внимание потенциального гостя на общем фоне.
При обосновании предпочтения типа проекта кафе следуем ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» и ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования». Тип проектируемого предприятия – кафе.
При составлении бизнес-плана кафе важно грамотно составить спецификацию по оборудованию. Оптимальный подбор и расстановка оборудования при его высокой производительности и минимальной занимаемой площади обеспечивают широкий ассортимент блюд.