Возрастная анатомия, физиология и гигиена как комплексная наука
Анатомия – это наука, которая исследует форму, строение человеческого тела и топографию его органов.
Называние данной науки происходит от слова «anatome», что значит рассечение, согласно одному из актуальных методов данной области знаний.
Физиология – это наука, изучающая процесс жизнедеятельности человеческого организма, деятельность его органов.
Анатомия и физиология позволяют сформировать полноценное представление о том, как именно функционирует человеческий организм, какими способами можно поддержать процесс его становления. Данные этой науки играют большую роль в становлении медицины.
Гигиена – это медицинская наука, которая изучает взаимодействие организма человека с внешней средой с целью выработки конкретных требований к процессу охраны и укрепления здоровья, а также обеспечения гармоничного развития и совершенствования функционала организма. Гигиена является областью междисциплинарного знания, которая позволяет не просто сохранить собственное здоровье, но и дает возможность реализовать целую систему соответствия процесса реализации задач развития личности при должном, правильном отношении к его здоровью.
Задачи и методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Курс «возрастная анатомия, физиология и гигиена» ставит перед собой несколько актуальных задач. К ним относят:
- изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков;
- ознакомление с физиологическими основами процесса обучения и воспитания;
- формирование навыков практического использования знаний о морфологических и функциональных особенностях организма детей и подростков при адекватной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях той или иной ступени.
Вопросы возрастной анатомии физиологии и гигиены освещались еще в трудах ученых древности, таких как Гиппократ, Аристотель. Во времена СССР особенное внимание уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей для повышения эффективности проводимых воспитательных мероприятий.
Сегодня вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены изучаются в разных научно-исследовательских заведениях, причем ведущим центром в данной сфере является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве.
Возрастная гигиена возникла в 19 веке, и она занималась вопросом охраны здоровья детей школьного возраста. Основоположниками данной области знаний стали:
- Ф. Ф. Эрисман;
- А. П. Доброславин.
Эти ученые разработали основные гигиенические требования к выбору участка и строению зданий образовательных учреждений. Со временем задачи данной науки значительно расширились и в спектр ее задач вошли изучение вопросов охраны, укрепления здоровья и улучшения процесса физического развития детей и подростков различных возрастных групп.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена используют специфические методы исследования. Главным из них является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия и лабораторным экспериментом.
Также данная дисциплина использует метод наблюдения, который позволяет отметить различные аспекты развития человека в процессе образования и воспитания.
Актуальным является метод функциональных нагрузок. Он активно применяется в возрастной физиологии и часто является частью лабораторного эксперимента. Изучение функций организма в данном случае проводится с помощью дозированной интервальной физической нагрузки путем смены ее интенсивности или времени выполнения. Например, ортостатическая проба, умственные и физические нагрузки.
Колоссальное значение для решения задач возрастной анатомии и физиологии имеет оценка развития человека с помощью индивидуального и генерализирующего метода.
Индивидуальный метод (метод продольных срезов) часто применяется при осуществлении систематического наблюдения за физическим развитием одного и того же человека на протяжении длительного периода времени. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин.
Генерализирующий метод имеет массовый характер и используется при обследовании групп людей, оценки их физического развития детей и подростков. Этот метод проводится в короткие сроки и базируется на вычислении средних показателей физического развития. В рамках данного метода проводится статистическая обработка полученных данных. На основе этих данных вырабатываются стандарты, отражающие уровень соответствия физического развития детей нормативным показателям.
Целесообразно обследовать не менее 100 человек и учитывать их возраст, пол, регион проживания и национальность. Таблицы стандартов создаются не реже, чем раз в 10 – 15 лет.
Часто возрастная анатомия, физиология и гигиена изучается при подготовке людей педагогических специальностей. Содержание данной дисциплины направляется на то, чтобы выработать у студентов необходимые элементы естественно - научного, а также логического мышления, излагать достаточно сложные вопросы весьма простым образом. Курс иллюстрируется таблицами и сопровождается большим количеством иллюстраций, динамических моделей и диаграмм. Все это увеличивает доступность и привлекательность этого курса для представителей многих актуальных специальностей.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что возрастная анатомия, физиология и гигиена являются необходимыми для современного мира дисциплинами, которые позволяют сформировать полноценное представление о возрастном развитии организма человека.