Способы коммуникации. Радио в библиотечной работе
Библиотечно-информационное обслуживание пользователей является социально-ориентированным видом деятельности, в котором особое значение приобретают взаимоотношения в сфере «человек – человек». Это не только профессиональная деятельность, но и личностно-ориентированное общение между библиотекарем и пользователем, в результате которого формируются особая комфортная среда, способствующая раскрытию читательского потенциала пользователя.
Общение между пользователем и библиотекарем связано с реализацией коммуникативной функции библиотеки. В настоящее время практика библиотечного общения обогащается новыми формами взаимодействия с читателями. Помимо контактного межличностного общения, используются и другие его формы. В последнее время на первый план выходят формы опосредованной коммуникации: виртуальное общение, взаимодействие с использованием иных технических средств – телефона, радио, телевидения.
Коммуникация с пользователями с помощью радио является не самым востребованным форматом взаимодействия библиотекаря и пользователя, однако эта форма взаимодействия продолжает использоваться в библиотечной практике.
Особенности данного вида коммуникации в библиотечной практике состоят в следующем:
- Коммуникация с помощью радио является технически опосредованной формой коммуникации, которая осуществляется с использованием средств связи.
- Эта форма массовой коммуникации позволяюет библиотекарю охватить сразу большую группу пользователей – радиослушателей.
- Как правило, коммуникация с помощью радио однонаправлена, это значит, что ведущая роль в ней принадлежит библиотекарю, ведущему радиотрансляцию. Пользователи играют роль пассивных слушателей. В прочем, такой способ коммуникации может приобретать диалогические черты (звонки от слушателей, вопросы, которые приходят в мессенджерах и по телефону).
- Радио задействуют в основном аудиальный канал восприятия информации, здесь библиотекарь ограничен в выборе форм визуального взаимодействия, поэтому ведущая роль принадлежит вербальной составляющей общения, а также невербальным компонентам, связанным с порождением речи (особенности голоса и тембра, темп речи, особенности артикуляции, используемый тон и манера речи).
Особенности использования радиокоммуникации в работе библиотеки
Коммуникация на радио организуется в процессе библиотечного обслуживания со следующими целями:
- Информирование потенциальных пользователей о деятельности библиотеки, проводимых в ней мероприятиях, реализуемых ее проектах и направлениях работы.
- Продвижение книги и чтения посредством анонсирования новинок литературы, библиографических обзоров, проведения тематических бесед, а также «громких чтений» и других форм работы.
- Культурно-просветительская работа, связанная с освещением интересных или редких разделов (частей) фонда библиотеки.
- Рекламные акции, направленные на продвижение библиотеки в читательской среде, формирование ее имиджа, информирования об услугах, которые в ней оказываются пользователям.
Иногда библиотечные работники посещают радиоэфиры как эксперты в области вопросов, связанных с культурой чтения и продвижения книги в молодежной среде, а также как специалисты в области новых форм информационного обслуживания. В данном случае библиотекари становятся участниками интервью, круглых столов, дискуссий и других форм публичного обсуждения актуальных информационных проблем развития общества.
Библиотека может использовать радио для реализации общения с пользователями и привлечения их к библиотечным мероприятиям. С этой целью во время радиоэфиров применяются следующие формы работы:
- Викторины, посвященные произведениям литературы.
- Литературные обзоры, «рекламирующие» библиотечные новинки.
- Конкурсы-розыгрыши призов от библиотеки (подписок на журналы, библиотечные абонементы, подарочной литературы от спонсоров).
- Литературные чтения и спектакли с участием приглашенных актеров.
Преимуществом работы с радиоканалами для библиотеки является то, что здесь возможно организовать адресную работу с разными категориями пользователей, предусмотрев форматы, востребованные у разных возрастных и социальных категорий пользователей.
Новым форматом в этом направлении является интернет-радио как новая форма развития медиатехнологий в работе библиотеки. Удобство данной формы заключается в том, что она не требует специального выделения эфирного времени в графике радиостанций. Каждая библиотека может создать собственный радиоканал в Сети (в практике интернет-коммуникации он может также называться подкастом или аудиостримом). Такой формат не требует специального разрешения на трансляцию, оборудования для обеспечения радиосвязи, а также сертификации канала связи, вместо которого используется IP-адрес абонента.
Варианты работы, которые может реализовать библиотека в собственном веб-радио, такие же, как и в обычном радиоэфире. Кроме этого, направления работы здесь шире: библиотекари могут сочетать разные программы, отвечать на вопросы слушателей, готовить сюжеты по заявкам, вещая в определенное время, удобное для читателей, и так далее.
Таким образом, радио как способ коммуникации в современной библиотеке является востребованной формой взаимодействия с пользователями и формой продвижения библиотечных продуктов и услуг.