Принцип системности в деятельности библиотеки
В эпоху информатизации основных процессов общественной жизни большую роль в организации библиотечного обслуживания начинают играть системные представления.
Принцип системности в работе библиотеки предполагает наличие в библиотечной деятельности компонентов, которые обладают иерархической организацией, взаимодействую друг с другом, а такое с окружающей информационной средой для решения различных вопросов информационного обслуживания населения.
Системность в библиотечной деятельности проявляется в следующих аспектах:
- Членами системы выступают основные компоненты библиотечной деятельности: сотрудник библиотеки, информационный ресурс, читатель (пользователь), инструментарий, позволяющий обеспечить доступ читателя к информационным ресурсам фонда
- Наличие уровневого характера деятельности, в котором выделяются управленческий, организационный, операциональный, методический подуровни функционирования библиотечных процессов.
- Наличие внутри каждого уровня системы взаимосвязанных оппозиционных элементов. Так, на управленческом уровне выделяются элементы руководитель - коллектив, на уровне организации работы - библиотекарь - фонд, библиотекарь - читатель, читатель - документ, на операциональном уровне - технология - ресурс, на уровне методическом - метод - планируемый результат деятельности, традиция - инноватика.
- Наличие устойчивых внутриуровневых и межуровневых связей. Например, внутри управленческого уровня существуют устойчивые отношения между руководством организации и ее коллективом, которые обеспечивают стабильность деятельности. Но компоненты управленческого уровня взаимодействую со всеми другими уровнями: на организационном уровне коллектив взаимодействует с читателями, на методическом - с сотрудниками методической службы, на операциональном - с другими сотрудниками библиотеки, организациями-партнерами, технологиями, фондом.
- Стабильность структуры обеспечивается единством выполняемых функций и распределением функциональной нагрузки между различными структурными подразделениями библиотеки.
Все аспекты библиотечных процессов, функционирующие в системном единстве, неразрывно связаны друг с другом, поэтому успешность одного звена библиотечной деятельности влияет на эффективность всей работы в целом.
Современная библиотека как информационная система
Выступая как системное единство, библиотека одновременно является информационным объектом, обладающими собственными свойствами.
Как информационная система библиотека отличается следующими особенностями:
- Наличием базовых элементов - информационных ресурсов, которые аккумулируются в составе ее фондов. Это первичные информационные ресурсы библиотеки, с помощью которых происходит реализация ее основных функций.
- Вторичные информационные ресурсы надстраиваются над первичными источникам данных и выступают как результат обработки первичных документов для удобства из поиска, описания и систематизации.
- Следующий компонент информационной системы - совокупность средств объединения вторичных информационных ресурсов в массивы данных, лежащие в основе СБА. Это каталоги, картотеки, указатели, базы данныхиные инструменты справочно-библиографического аппарата.
- Технико-технологический компонент, который включает программное обеспечение, которое используется при работе с цифровыми электронными ресурсами, а также иные виртуальные сервисы библиотечной деятельности.
Помимо этих компонентов, в состав библиотечной информационной системы входят процессуальные составляющие:
- Система библиотечного менеджмента, который отражает совокупность управленческих процессов.
- Система маркетинга, обеспечивающая целенаправленность библиотечной деятельности в соответствии с потребностями пользователей.
- Система библиотечного обслуживания, включая ряд операций, которые направлены на удовлетворение запросов пользователей.
- Система комплектования и учета фондов, обеспечивающая бесперебойное пополнение документной базы.
- Система научно-методической обеспечения библиотечной работы.
- Система мониторинга эффективности деятельности библиотеки.
Системность информации в библиотеке проявляется в принципах ее обработки, в результате которых информационные ресурсы и инструментарий поиска выстраиваются в самостоятельную подсистему, функционирующая как элемент библиотечно-информационного обслуживания. В настоящее время можно говорить о развитии информационно-коммуникационных подсистем деятельности библиотеки, которые отражают внедрение новых технологий, в том числе Интернета, в процесс библиотечного обслуживания.
Информационная система в библиотеке выстраивается в процессе формирования культуры обслуживания читателей и отражает результаты развития библиотечных технологий.