Развивающий потенциал детской литературной классики в работе библиотеки
Детская литературная классика – понятие, понимаемое достаточно широко как совокупность произведений, написанных специально для детей или вошедших в фонд детской литературы и отражающих наиболее значимые художественные достижения писателей в сфере литературного творчества для подрастающего поколения.
У произведений детской классики есть специфические черты, позволяющие объединить в эту условную группу разные по времени, стилю и жанру тексты:
- Все произведения детской классической литературы выдержали испытание временем, признаны лучшими книгами для детей и подростков в течение жизни нескольких поколений.
- Воплощение в содержании произведения вневременных общечеловеческих ценностей и идеалов (семья, дружба, любовь, верность, отвага и проч.).
- Совершенство формы и стиля, эстетическая значимость, несомненная художественная ценность.
- Способность пробуждать ответный эмоциональный отклик в душе читателя, создавать условия для творческого чтения и духовного роста.
- Развивающий характер, способствующий обогащению фантазии, формированию ассоциативной памяти, развитию интеллекта.
- Нравственно-этический потенциал, воспитательное назначение.
Наряду с произведениями детской литературной классики в круг чтения детей и подростков входит и современная литература, представленная различными направлениями и жанрами: юмор, ужасы, фэнтези, фантастика, детективы, нон-фикшн и проч. Полностью исключить их из круга чтения ребенка невозможно, так как это лишит его самостоятельности в выборе книги для чтения. Кроме этого, в современной литературе также много произведений, имеющих высокий художественный уровень и общечеловеческое гуманистическое звучание. Тем не менее, основной процент книг, с которыми знакомится ребенок, должна составлять именно детская классика, так как она позволяет не только формировать культуру чтения, но и развивать культуру мышления и других познавательных способностей.
Роль детской классики в развитии личности ребенка заключается в следующем:
- Формирование эстетических представлений в рамках литературно-художественного творчества.
- Развитие чувства языка, стиля, литературного вкуса.
- Становление интересов в различных областях культуры, науки, искусства, общественной практики.
- Воспитание толерантности, патриотизма, развитие духовного мира ребенка через принятие системы ценностных ориентиров прочитанных книг.
- Обогащение словаря ребенка и совершенствование грамматической стороны его речи.
- Тренировка памяти и воображения, развитие ассоциативного мышления.
- Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, навыков оценки и анализа своего поведения через идентификацию с литературными героями.
- Формирование потребности в систематическом чтении.
- Расширение литературного кругозора, повышение уровня начитанности.
- Выполнение психотерапевтического эффекта за счет удовлетворения потребности ребенка в познании мира и само себя, гармонизации межличностных отношений, развитии социальных контактов.
Таким образом, детская классика выступает мощным фактором социализации ребенка, позволяющим ему развиваться как личность, усваивая принятую в обществе систему ценностей, норм поведения, идеалов и установок.
Методика библиотечной работы с читателями детской классики
Огромный развивающий потенциал детской классической литературы может быть актуализирован только при грамотном подходе к ее чтению, потому что у ребенка не в достаточной мере развиты ключевые читательские компетенции, позволяющие воспринимать глубинную проблематику и духовно-нравственный смысл текстов. Поэтому здесь особая роль принадлежит целенаправленному руководству детским чтением, которое осуществляют педагогики и библиотекари.
Методика работы с детской классикой в библиотеке включает разнообразные приемы и формы развития интереса к книге, в том числе массовые мероприятия, направленные на знакомство с конкретным произведением или творчеством автора в целом. Большую роль также играют беседы библиотекарей с читателем после прочтения книги.
Проведение беседы с читателем обычно строится на следующих правилах:
- Актуализация эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, выявление первичного впечатления, связи прочитанного с жизненным опытом ребенка.
- Беседа по специально продуманной системе вопросов, позволяющих помочь усвоить не только содержательные аспекты произведения, но и его проблематику, основную мысль.
- Акцент на анализ конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются герои, и их восприятие и оценку ребенком-читателем с точки зрения его персонального жизненного опыта.
- Стимулирование ребенка высказать свою точку зрения по поводу проблем произведения и аргументировать ее рассуждениями.
- Необходимо обращать внимание на язык и стиль книги, прививая ребенку вкус к высокохудожественной литературе.
Таким образом, развивающий потенциал детской литературной классики в работе библиотеки связан с использованием лучших произведений для чтения и обсуждения с детьми с целью развития их читательской культуры и личности.