Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение читателей в библиотеке

Изучение читателей в библиотеке: основные цели и значение

Качественное библиотечно-информационное обслуживание является приоритетом в деятельности библиотеки. Однако удовлетворение информационных и культурных запросов пользователей, развитие их творческих способностей невозможно без знаний их индивидуальных особенностей и потребностей. Поэтому важной составляющей деятельности библиотекаря является как систематическое, так и эпизодическое изучение читателей и их интересов.

Значение таких исследований велико, так как они способствуют улучшению качества обслуживания, в частности, благодаря им:

  • библиотека получает данные о востребованной для читателей литературе с целью дальнейшего комплектования ею фондов;
  • специалисты определяют наиболее актуальные направления работы по информационно-библиотечному обслуживанию разных категорий пользователей;
  • библиотекарь отмечает уровень развития читательской культуры и пути ее совершенствования.

Читательский интерес как основная категория изучения

Библиотекарю важно знать о читателе не все, а только ту информацию, которая влияет на формирование его читательских интересов.

Под читательским интересом следует понимать устойчивое внимание пользователя к определенному виду чтения, обусловленное его потребностями, эмоциями и читательским опытом.

В основе читательского интереса лежит избирательное отношение к чтению, которое может быть обусловлено двумя видами факторов:

  1. Ситуативными, случайными и нестойкими. К ним, например, можно отнести качество издания, его внешний вид, привлекательный для читателя в связи с наличием ярких иллюстраций, оригинального оформления.
  2. Личностными, которые являются более устойчивыми и определенными. Обычно они обусловлены сферой интересов индивида, его читательскими предпочтениями, уровнем образования и характером читательского опыта.

Читательские интересы могут быть классифицированы по разным основаниям:

  1. По субъекту интереса они подразделяются на индивидуальные и групповые. Например, читательские интересы педагогического коллектива, школьного класса, производственного предприятия относят к групповым, а интерес отдельного представителя коллектива в области чтения - к личным.
  2. По направленности они подразделяются на: познавательные, развлекательные, эстетические, профессиональные.
  3. В зависимости от жанровых предпочтений. Например, одни читатели интересуются детективами, другие - литературой по домоводству, третьи - периодическими изданиями.
«Изучение читателей в библиотеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенно важными являются читательские интересы подрастающего поколения, потому что в детском и подростком возрасте происходит формирование основных культурных потребностей, привычки к чтению, складывается круг литературных предпочтений. Поэтому библиотекарь должен не просто изучать читательские интересы детей и молодежи, но и активно участвовал в их формировании и развитии, помогая ориентироваться в мире информационных ресурсов.

Методы изучения читателей в библиотеке

Изучение читателей их интересов может осуществляться с помощью метода наблюдения, а также различных статистических методов (интервьюирование, анкетирование), а также путем изучения читательских формуляров. Рассмотрим каждый из них.

Метод наблюдения за сферой читательских интересов не требует от библиотекаря специальной подготовки и осуществляется в процессе массового обслуживания пользователей. Специалист фиксирует, какая литература оказывается наиболее востребованной у читателей, собирает данные о читательском впечатлении от прочитанного, соотносит их с информацией о возрасте, социальном и образовательном статусе пользователя и делает выводы о сфере интересов определенных групп пользователей. К недостаткам этого метода можно отнести его неточность и малую информативность в отношении анализа больших данных.

Методы интервьюирования и анкетирования позволяют быстро собрать и обработать большой объем информации о читательских интересах пользователей. Так как вопросы анкеты составляются самими библиотечными специалистами, это позволяет вести целенаправленное изучение интересов читателей в соответствии с заданными критериями. Результаты опроса легко представить в визуальной форме (таблица, диаграмма), что облегчает процесс обработки и анализа полученной информации.

Действенным, хотя и трудоемким методом является анализ читательских формуляров. Библиотекарь осуществляет выборку формуляров по заданным критериям (например, возраст, образование, профессия) и определяет, какую литературу запрашивал пользователь за определенный период. Это позволяет проследить, как менялись запросы пользователей, а также увидеть разницу в читательских интересах у одной и той же категории пользователей.

До изучения читательских интересов также используются данные статистического учета выполнения библиографических запросов. Так, основываясь на количественном соотношении выданной отраслевой литературы, библиотекарь может определить, какие из них наиболее востребованы пользователями. Также анализ библиографических запросов позволяет определить круг информационных потребностей и выстроить дальнейшее библиографическое обслуживание в соответствии с этими потребностями.

Ни один из указанных методов не является универсальным, поэтому библиотекам сочетает их, чтобы получить достоверную картину читательских интересов и использовать эту информацию в своей работе.

Дата последнего обновления статьи: 16.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot