Издания: понятие и основные виды
Библиотекарь, осуществляющий работу с информационными источниками, должен владеть знаниями о видах и типах изданий, которые находятся в фонде библиотеки, чтобы качественно осуществлять библиотечное обслуживание пользователей. Базовые знания в области классификации изданий позволяют более эффективно осуществлять их расстановку, использование и анализ в целях создания вторичных информационных продуктов (каталогов, картотек, указателей).
Современное книгоиздание – динамично развивающаяся отрасль, которая включает создание разных типов книжно-библиографической продукции, в том числе с использованием новых технологий.
Издание – термин, который вошел в библиотечную практику давно из книгоиздательской отрасли. Сейчас этот термин используется как синоним для слов «документ», «информационный источник», «информационный ресурс». Однако очевидно, что у термина «издание» имеется собственное содержание, которое не совпадает со значением указанных понятий.
Издание представляет собой оформленный в соответствии с определенными стандартами информационный продукт, имеющий физические границы, определенные его форматом и содержанием.
В настоящее время нет единой классификации изданий в виду того, что в ее основание нельзя положить единый (ведущий) признак деления. При этом можно говорить о типологии изданий, которая построена на учете различных критериев. В настоящее время можно выделить следующие такие критерии:
- Периодичность выхода изданий.
- Состав текста.
- По типу (природе) представленной информации.
- По носителю информации, который используется для организации содержания.
- По цели выпуска издания.
Типология изданий и их характеристика
По первому основанию выделяются периодические / непериодические издания, которые различаются по времени выхода. Так, периодические издания выходят с определенными временами диапазонами (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, поквартально или ежегодно), непериодические издания выходят однократно. К первому типу относятся газеты, журналы, календари, альманахи, бюллетени, ко второму – книги, сборники статей и проч. Помимо периодических изданий, выделяют также сериальные издания и продолжающиеся издания. Первые (серии) не имеют определенных, заранее регламентированных сроков выхода, поэтому появляются по мере их создания. Продолжающиеся издания, как и сериальные, не имеют заранее определенного времени выхода, однако объединяются с предшествующими изданиями общим заглавием, однотипным оформлением и проч.
Состав текста отражает особенности организации содержания издания. Так, издание может умещаться в один том, а можно состоять из нескольких частей, поэтому выходит в нескольких томах. Также издания различаются по степени проверки текста на аутентичность. Например, академические издания отличаются четко выверенным текстом, научно-справочным аппаратом, комментариями, примечаниями и проч.
Природа информации, представленной в издании, различается по отраслям и сферам деятельности. Так, выделяют печатные издания, нотные, изобразительные, картографические, а также аудиоиздания и специализированные (например, набранные шрифтом Брайля).
Носитель информации, который положен в основу физической природы издания, также имеет значение для классификации изданий. В соответствии с этим критерием выделяют:
- Печатные издания, выпущенные в традиционном бумажном формате.
- Электронные издания на цифровых носителях.
Сами электронные издания разнообразны и подразделяются на различные виды в зависимости от наполнения, целей и содержания: интерактивные, текстовые, мультимедийные, сетевые, локальные и проч.
Целевое назначение издания определяет его предназначение для тех или иных нужд использования. По данному критерию можно выделить несколько типов изданий:
- Официальные издания, которые выпускаются органами государственной власти, различными ведомствами и содержат нормативные материалы.
- Научные издания, отражающие результаты научных изысканий в разных областях знаний.
- Научно-популярные издания, направленные на популяризацию и продвижение научных открытий среди массового читателя.
- Популярные издания, которые адресованы широкому кругу читателей и имеют непрофессиональный характер.
- Учебные издания предназначены для изучения дисциплин на разных ступенях образования.
- Словарные, энциклопедические и справочные издания, объединенные фактической направленность и универсальностью содержания, а также имеющие вспомогательный характер.
- Литературно-художественные издания.
- Информационные издания, которые отражают сведения о ранее изданных документах.
- Рекламные издания, направленные на продвижение определенных товаров и услуг на рынке.
Следует отметить, что внутри данных типологий есть более подробное деление изданий на виды. Например, изоиздания подразделяются на разные типы (репродукции, атласы, плакаты, открытки), а учебные издания могут включать учебники, методическую литературу, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы и пособия.
Таким образом, многообразие изданий отражает широкий спектр продуктов современного книгоиздательского рынка и создает предпосылки для развития библиографии и стандартизации описания изданий.