Интернет-технологии в обслуживании пользователей детских библиотек
Развитие современных телекоммуникационных технологий затронуло все сферы библиотечной работы, в том числе обслуживание детей. Поэтому Интернет, его ресурсы и возможности стали широко применяться в детских библиотеках для обслуживания читателей дошкольников, младших школьников и подростков.
Под «интернет-технологиями» в обслуживании читателей детской библиотеки в широком смысле слова следует понимать использование специального программно-аппаратного обеспечения и сетевых информационных ресурсов для поиска, анализа, обработки и получения новой информации.
К основным принципам, определяющим понятие «интернет-технологии» в библиотечном обслуживании, относятся:
- интерактивный характер взаимодействия пользователя с персональным компьютером;
- широкая совместимость используемых ресурсов с другими программными продуктами;
- гибкость в процессах, связанных с изменением данных, их поиском, обработкой и т. д.;
- доступность и безопасность использования ресурсов сети Интернет.
В работе с читателями детской библиотеки интернет-технологии широко применяются в следующих направлениях деятельности:
- комплектование фондов новой литературой;
- библиотечно-библиографическая работа;
- обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале;
- массовая работа с организацией и проведением мероприятий;
- реклама библиотечных услуг.
Современная детская библиотека активно использует интернет-технологии для создания и продвижения электронных библиографических продуктов, а также полиграфических услуг и для развития нестационарного обслуживания пользователей:
- Деятельность по созданию и пополнению электронного каталога.
- Формирование собственных баз данных, в том числе и путем оцифровки имеющихся в фонде документов.
- Презентация библиотеки в социальных сетях, на сайте, в профессиональных блогах и сообществах Интернета.
- Осуществление редакционной и издательской деятельности, а также оказание полиграфических услуг, связанных с копированием документов, изготовлением цифровых копий и проч.
- Доставка электронных документов через сервисы ЭДД.
- Создание корпоративных форм взаимодействия с библиотеками региона и страны.
- Создание автоматизированных мест работы с библиотечно-информационными ресурсами для детей и их родителей, а также для тех читателей, которые нуждаются в специальной рабочей среде по состоянию здоровья.
Обслуживание читателей в детской библиотеке с привлечением интернет-технологий включает следующие направления работы:
- Информирование детей и их родителей посредством сайта, социальных сетей о деятельности библиотеки, проводимых ее мероприятиях, осуществляемых услугах, а также имеющихся фондах.
- Предоставление доступа к электронному каталогу и помощь в поиске документов.
- Создание условий для удаленного доступа юных читателей к собственным цифровым ресурсам библиотеки посредством сети Интернет.
- Развитие сервиса электронной доставки необходимых документов.
- Выполнение библиографических запросов и справок в удаленном формате.
- Создание электронных копий документов.
- Предоставление доступа к электронным документам по подписке.
- Развитие форм удаленной массовой работы (виртуальные выставки и экскурсии по библиотеке, онлайн-викторины и литературные игры, конкурсы).
Специфика использования интернет-технологий в работе детской библиотеки
Помимо несомненных преимуществ, которыми обладают интернет-технологии в библиотечном обслуживании, можно отметить и ряд проблем, возникающих при использовании их детьми и подростками. К наиболее актуальным можно отнести следующие:
- Необходимость защиты физического и психического здоровья юного пользователя от негативного влияния гаджетов.
- Необходимость защиты ребенка от информации, которая несет вред его моральному, интеллектуальному и физическому развитию.
- Необходимость критической оценки, анализа и отбора информации, размещенной в Интернете, в связи с ее избыточностью и низким качеством.
- Необходимость обеспечения развития личности ребенка через взаимодействие с сетевыми ресурсами.
В связи с необходимостью решения данных проблем определяется специфика использования интернет-технологии в работе детской библиотеки. Она заключается в создании условий, которые способствуют формированию развивающей интернет-среды:
- обучение юных пользователей основам информационной грамотности и привитие культуры работы с интернет-ресурсами;
- автоматизация процессов библиотечного обслуживания для привлечения молодежи в библиотеку;
- создание коллекций цифровых ресурсов разных типов и тематики для удовлетворения информационных потребностей детей и подростков;
- ограничение доступа к информационным ресурсам Интернета, наносящим вред ребенку;
- обеспечение условий для безопасного использования интернет-ресурсов, программного и аппаратного обеспечения;
- продвижение традиционной книги и чтения как альтернативы компьютерным играм, социальным сетям и проч.
Таким образом, использование интернет-технологий в работе детской библиотеки, несмотря на существенные преимущества, также несет немало проблем, решение которых способствует развитию библиотечной среды и приобщению детей и подростков к чтению.