Имидж библиотеки и его компоненты
В современном информационном пространстве каждое учреждение, осуществляющее оказание каких-либо услуг, стремится заявить о себе, привлечь клиентов, а также создать у них благоприятное представление о своей деятельности. Все эти вопросы находятся в центре имиджелогии – сферы маркетинга, отвечающей за формирование и поддержание необходимых социальных представлений о предприятии или организации.
Имидж представляет собой совокупность социально значимых характеристик, которые делают компанию (организацию) привлекательной для клиентов и создают положительное отношение к ней, предопределяющее выбор в пользу ее продуктов и услуг.
Библиотечный имидж осознан сегодня как один из факторов успешности и эффективности осуществления библиотечной деятельности, как инструмент развития библиотечного сервиса и продвижения книги и чтения.
В библиотеке имидж предполагает два уровня существования:
- Внешнебиблиотечный имидж, который выступает как образ библиотеки в глазах пользователей, социума.
- Внутрибиблиотечный имидж, то есть совокупность представлений о библиотеке сотрудников, персонала.
Первый уровень имиджа складывается под влиянием внешних факторов:
- Внешний вид библиотеки, уровень комфорта, оснащенности, удобства нахождения и использования.
- Уровень подготовки персонала, обслуживающего читателей.
- Развитие рекламы и маркетинговых услуг.
- Качество проведения массовых мероприятий, их привлекательность для пользователей.
- Качество библиотечно-библиографических продуктов и услуг, которые может получить в библиотеке пользователь.
Внутренний имидж складывается из факторов внутреннего развития, к которым можно отнести:
- Осознание библиотекой и ее сотрудниками социальной миссии деятельности.
- Уровень квалификации и характер взаимодействия специалистов, работающих в библиотеке.
- Развитие микроклимата в коллективе, комфортность и перспективы работы в библиотечной сфере.
- Наличие возможностей для личностного и профессионального роста, развития своих способностей для сотрудников.
- Характер внутрикорпоративной культуры и этики взаимоотношений в коллективе.
- Отношение к пользователям и их потребностям.
Имидж, престиж и статус библиотеки: соотношение понятий
С понятием «имидж» тесно связано и такое понятие, как «престиж», которое активно используется для характеристики компаний и учреждений в том сегменте услуг, которые они предоставляют.
Престиж представляет собой систему социальных оценок, которые определяют значимость данного вида деятельности для общества в целом. Синонимами понятия «престиж» являются понятия «авторитетность», «значимость» деятельности организации для общества.
Вопросы повышения престижа библиотеки и библиотечной профессии в общества находятся в центре внимания современных библиотековедов. Отчасти кризисная ситуация в данной сфере связана с падением уровня этой профессии в 1990-е годы, когда библиотечная система в нашей стране переживала нестабильность, ощущая нехватку финансирования. Это спровоцировало отток специалистов, а также падение значимости труда библиотекаря в обществе. Сегодня ситуация меняется, что связано с развитием информационного общества и выдвижением на первый план умений и навыков, значимых для работы с информацией.
Престиж библиотеки в обществе определяется тремя основными факторами:
- Значимостью продуктов и услуг, предоставляемых ей пользователям. Библиотека видится как многофункциональный центр, который осуществляет информационное, образовательное, релаксационное, культурно-досуговое обеспечение населения на основе принципа безвозмездности.
- Уровнем развития технологий, связанных с хранением и предоставлением информации. Пользователя все больше привлекает формат виртуального обслуживания, работа с цифровыми ресурсами, возможность получать библиотечную услугу удаленно.
- Положением библиотекаря и библиотечной профессии в обществе, ее востребованностью и экономическим подкреплением.
Наконец, статус в применении к библиотечной деятельности предстает как положение, которое библиотека занимает в обществе и профессиональной среде.
Статус библиотеки определяется:
- социально-экономическими факторами, которые предполагают определение ее места в системе экономических отношений, а также общественного производства;
- социокультурными факторами, связанными с уровнем развития общественной культуры, институтов, обеспечивающих доступ к культурным ценностям;
- технологическими факторами, которые учитывают уровень технической оснащенности, «прогрессивности» библиотеки и ее сотрудников;
- инфраструктурными факторами, обеспечивающими привлекательность библиотечной среды, ее дизайна и условий для пользователей;
- профессиональными факторами, связанными с уровнем подготовки и развития кадров, осуществляющих библиотечное обслуживание.
Имидж, статус и престиж библиотеки выступают как взаимосвязанные понятия, определяющие место и роль данного учреждения в системе общественных культурных институтов.