Библиотечная журналистика: понятие, специфика, жанры
Журналистика в современном мире предстает как одно из направлений массовой информационно-коммуникационной деятельности, ориентированной на представление актуальной (прежде всего, новостной) информации читателю посредством печатных и цифровых средств подачи информации.
Таким образом, журналистика предстает как одна из сфер информационной деятельности, поэтому она имеет устойчивые связи с библиотечно-информационными системами:
- Продукты журналистики (информация в периодических изданиях, сетевых информационных ресурсах) становятся объектами информационной переработки в библиотеке, а также единицами фондов.
- Методы и приемы журналистики используются как инструментарий в популяризации и продвижении деятельности библиотеки.
Под библиотечной журналистикой необходимо понимать специальную отрасль журналистки, которая связана с созданием и распространением актуальной информации о состоянии, деятельности и достижениях библиотечной сферы.
В современной библиотеке большую роль играют процессы, связанные с рекламно-информационной деятельностью. Поскольку библиотека является субъектом рынка информационных продуктов и услуг, ей необходимо постоянно информировать потенциальных «потребителей» (пользователей) об услугах, которые она может им предложить. С этой точки зрения библиотечная журналистика вы ступает как инструмент организации и осуществления связей библиотеки с общественностью, технологией продвижения библиотечных ресурсов.
Основной единицей библиотечной журналистики выступает библиотечное сообщение – текст, посвященный различным аспектам функционирования библиотеки, как продукт творческой журналисткой деятельности библиотекаря.
Текст библиотечного сообщения в СМИ подчиняется общим закономерностям, предъявляемым к написанию журналистских сообщений:
- Информативность и объективность содержания.
- Актуальность и значимость информации, сообщенной в тексте, для читателя.
- Наличие привлекательного я читателя заголовка, отражающего основную тематику сообщения
- Структурированность и доступность текста сообщения.
- Грамотность, эстетическая привлекательность текста для читателя.
К основным жанрам библиотечной журналистики можно отнести:
- Релизы – каткие информативные сообщения о мероприятиях и акциях, проводимых в библиотеке, которые создаются как перед проведением мероприятия, так и после него.
- Очерк о деятельности библиотеки.
- Рецензия на произведение.
- Аналитическая статья, посвященная исследованию основных проблем и тенденций в библиотечной сфере.
- Интервью со специалистом в библиотечно-информационной сфере или с писателем.
- Репортаж о значимом библиотечном событии (например, фестивале, конкурсе).
- Пост в социальной сети, посвященный какому-либо событию, писательскому юбилею, обзору книжных новинок и проч.
- Статья в блоге на актуальную тему в сфере книжного дела и проч.
Библиотечная журналистика как вид исследования деятельности библиотек и их возможностей
Библиотечная журналистика обладает потенциалом для исследования деятельности библиотек и их возможностей в сфере обслуживания читателей. Эти возможности реализуются в следующих направлениях:
- Изучение материалов СМИ, посвященных библиотечно-информационной деятельности, их анализ, представление общей картины работы библиотек через освещение их мероприятий в периодике.
- Создание публикаций информационно-аналитического или обзорного характера самими библиотечными работниками на основе анализа и систематизации данных о работе библиотеки.
- Организация библиотечного информирования через каналы Интернет-коммуникации (например, социальные сети, блоги) с последующим анализом и изучением статистики посещения страниц, активности подписчиков, комментариев пользователей, степени востребованности и популярности тех или иных материалов и публикаций.
Перспективы библиотечной журналистики высоки, поэтому многие крупные библиотеки организуют деятельность по подготовке и выпуску собственных информационных ресурсов периодического характера:
- Газеты и вестники, посвященные деятельности библиотеки (ежемесячные или квартальные).
- Журналы, посвященные определенным аспектам деятельности библиотек (например, отчетам о деятельности библиотек, значимым общественным или культурным событиям и их освещением в библиотечной деятельности, программам и проектам в библиотечно-информационной сфере).
- Альманахи и бюллетени, адресованные представителям библиотечной сферы и содержащие аналитические материалы, касающиеся инновационной деятельности в библиотеке.
- Рекламные материалы (буклеты, памятки, календари и проч.), адресованные пользователям и направленные на привлечение их внимания к содержанию работы библиотеки, ее услугам, мероприятиям и проч.
Таким образом, библиотечная журналистика является частью информационной поддержки деятельности библиотек и позволяет не только распространять сведения о библиотеке, но и изучать ее деятельность.